Отказы помешают работать с банками

ФАС предлагает использовать данные о выплатах страховщиками по судебным решениям при отборе банками страховых партнеров

В основном стороны недовольны критериями отбора. «Пока нет глубокого пруденциального надзора за финансовой устойчивостью страховщиков, банки вынуждены изобретать новые способы для отбора, а страховщики – искать способы преодоления», – отмечает Кашеваров. Часто банки вынуждены отказывать страховым компаниям, соглашается директор департамента Промсвязьбанка Иван Пятков, но причина – в поиске баланса между качеством услуги и ее ценой для заемщика.

«Это странный показатель, – говорит первый вице-президент «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. – Не вижу, что можно сосчитать, слабо представляю, как можно статистически обработать количество выплат по суду». Главный вопрос – кто будет это считать и кто даст эту информацию, страховщики или суды, добавляет он: «У нас она имеется лишь частично».

В апреле следующего года завершает действие постановление правительства, ограничивающее банки в требованиях при отборе страховщиков для своих заемщиков (см. врез). 17 июня ФАС проведет экспертный совет, на котором рассмотрит два вопроса, рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров: «Одна задача – понять, нужно ли далее продлевать действие постановления. Есть недовольство им со всех сторон – и банкиров, и страховщиков».

Решить эту проблему ФАС намерена радикально: установить новые критерии к отбору страховщиков. Служба предлагает сравнивать долю неурегулированных убытков (к заявленным, за предыдущий год), рассчитываемую ФСФР, и долю выплат по судебным решениям. Сравнение покажет, насколько добросовестна страховая компания, считает Кашеваров.

Размер выплат по судебным решениям может стать отличным показателем добросовестности, считает глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников: «Он объективен, ведь статистика формируется Верховным судом, а страховщики не могут повлиять на нее». Это полезный индикатор, согласен Пятков: клиенты часто выбирают страховщика по цене, а низкая цена продукта зачастую является следствием минимизации выплат. Банкам же важен баланс между ценой и качеством услуги, заключает он: показатель качества выплат поможет улучшить баланс на стадии отбора страховщиков.