Ноутбуки задержались в развитии

Онлайн-ритейлер «Ютинет» не смог увеличить выручку и ушел в убыток, хотя обещал инвесторам ежегодный кратный рост бизнеса. Компания поплатилась за расточительность, говорят эксперты
«Ютинет» не оправдал ожидания инвесторов/ С. Фадеичев/ ИТАР-ТАСС

Первый российский интернет-ритейлер, проведший IPO, «Ютинет», не сумел нарастить продажи в 2012 г. Консолидированная выручка группы компаний «Ютинет» в 2012 г. составила 1,97 млрд руб. без НДС против 2,08 млрд руб. в 2011 г., говорится в годовом отчете компании. Валовая прибыль ритейлера уменьшилась на 12,7% до 192 млн руб., EBITDA оказалась отрицательной – минус 242 млн руб. против положительной в 55 млн руб. в 2011 г. Год компания закончила с убытком, но его не раскрыла. Аудиторы Ernst & Young завершают проверку консолидированной отчетности по МСФО, где будет и размер убытка, и структура расходов, передал «Ведомостям» через пресс-службу гендиректор «Ютинета» Михаил Уколов. «Усилилась конкурентная борьба, особенно на московском рынке, – рассказал он. – Мы переоценили ожидания по росту рынка. Компания в 2012 г. сильно потратилась на складскую и транспортную логистику».

Со второго полугодия компания лишилась возможности инвестировать в маркетинг, что привело к сокращению выручки на 23% в июле – декабре 2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 г., приводятся слова Уколова в предисловии к годовому отчету. Компания направила средства, в том числе предназначенные для маркетинга, в развитие инфраструктуры (открытие склада, приобретение собственного автотранспорта, автоматизация бизнес-процессов и др.), добавил он. Средний чек в «Ютинете» за прошлый год сократился на 27% до 15 900 руб. из-за смещения спроса от сегмента ноутбуков в пользу продаж другой техники. Затянувшийся на пять месяцев перенос колл-центра из Москвы в Волгоград стоил компании 22 млн руб. дополнительных расходов, указывает Уколов. В итоге «Ютинет», который входит в двадцатку крупнейших по выручке интернет-ритейлеров по версии Enter, отстал от рынка. Объем рынка онлайн-торговли, по оценкам Data Insight, в 2012 г. вырос на 27% до примерно 405 млрд руб. Два года назад в ходе IPO «Ютинет» обещал инвесторам, что будет расти быстрее рынка.

В июле 2011 г. «Ютинет» продал на бирже 2 млн акций (около 10% уставного капитала) по 195 руб. за бумагу в сумме на 390 млн руб. Организатор IPO – ИК «Финам» тогда прогнозировала, что ритейлер, нарастивший выручку в 2010 г. в 3 раза до 980 млн руб., в 2011 г. еще раз утроит ее до 2,9 млрд руб., а в 2012 г. нарастит продажи до 7,2 млрд руб. Уже в 2011 г. «Ютинет» сработал хуже прогноза и увеличил выручку до 2,08 млрд руб., и летом 2012 г. «Финам» пересмотрела прогнозы: теперь в 2012 г. от «Ютинета» ждали 4,22 млрд руб. выручки. За год акции компании на РТС-ММВБ подешевели ровно в 10 раз – до 20 руб. на закрытие вчерашних торгов.

«Убыток для динамично растущей компании, которая много инвестирует в развитие перспективных направлений и нацелена на долгосрочный рост, нельзя назвать чем-то пугающим», – говорит президент «Финама» Владислав Кочетков. Убыток компании по итогам года будет небольшим и в основном «бумажным», добавил он.

Компания не рассчитала силы, полагает партнер Data Insight Федор Вирин. Ритейлер, по его словам, инвестировал очень много денег в капиталоемкие проекты: создание собственной поисковой платформы, логистику, инфраструктуру и др., рассчитывая на ежегодный рост выручки в несколько раз.

«Ютинет» снова вернется к прибыли в декабре 2013 г., а стабильно работать в прибыль компания будет с середины 2014 г., ожидает Уколов. Компания будет расти на 45–50% в год без больших инвестиций в маркетинг, говорит он. Рост выручки обеспечат открытие новых товарных категорий, развитие регионов и запуск программы лояльности для корпоративных клиентов.