Сноуден не повредит

Россия пока оставит Эдварда Сноудена у себя, но для США это не повод обострять отношения, считают эксперты
Эдвард Сноуден в московском аэропорту "Шереметьево"/ AP

Россия должна предоставить убежище Эдварду Сноудену, заявили солидарную позицию председатели Госдумы Сергей Нарышкин и Совета Федерации Валентина Матвиенко – после того как на встрече с юристами и общественниками в пятницу Сноуден сообщил о намерении просить российские власти об убежище. Он правозащитник, велик риск, что в США его ждет смертная казнь, объяснил Нарышкин. Сноуден должен выполнить условие президента Владимира Путина и прекратить наносить ущерб нашему партнеру – США, указала Матвиенко.

Понятно, что встречу с правозащитниками Сноуден организовал не сам, рассказала «Ведомостям» ее участник, программный директор Human Rights Watch (HRW) в России Татьяна Локшина: он фактически лишен свободы передвижения и все, что может, – встретиться с теми, с кем ему дают встретиться. Кто составлял список участников, Локшиной неизвестно, но она уверена, что и этого Сноуден сам не делал: если о существовании HRW, Amnesty International и уполномоченного по правам человека в России он еще мог знать, то депутата Госдумы Вячеслава Никонова и Ольги Костиной – вряд ли. За исключением Костиной на встрече не было представителя ни одной российской правозащитной организации, замечает Локшина, в частности, отсутствовала руководитель сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина, один из лучших экспертов в России по вопросам помощи беженцам.

Локшина сказала, что приглашение на встречу ей прислал человек, назвавшийся представителем аэропорта. Костина и еще один участник встречи, адвокат Анатолий Кучерена, говорят, что получили приглашение по электронной почте от человека, представившегося Сноуденом.

Заявление, что он хочет получить убежище, Сноуден прочитал по бумажке, почти не поднимая глаз, рассказывает Локшина, ее внимание привлекло также противоречие в заявлении Сноудена: он говорил и об убежище в России, и о намерении улететь в Латинскую Америку.

Сноуден подтвердил, что хочет в Латинскую Америку, но, как он понял, единственный способ получить гарантии безопасности в России – это запросить убежище.

Возможно, показывая Сноудена правозащитникам, российские власти хотели легитимизировать его присутствие в публичном пространстве, заключает Локшина.

Чтобы не вызывать вокруг этого дела шумихи и обеспечить тихий перелет Сноудену в другую страну, есть механизм: ему можно выдать временное удостоверение личности, говорит Ганнушкина, достаточно участия представителя ФМС.

Состав участников встречи и то, как она была организована, наводит на мысль, что Россия его отдавать не намерена, считает политолог Алексей Макаркин, а раз Нарышкин и Матвиенко одновременно заявляют, что ему надо дать убежище, сомневаться в принятом решении не приходится.

Резких заявлений из США после встречи и высказываний Матвиенко и Нарышкина не последовало. Госдепартамент разочарован, что российские официальные лица облегчили проведение встречи Сноудена и предоставили ему платформу для пропаганды, заявила представительница госдепа Джен Псаки. Это противоречит предыдущим декларациям российских властей о нейтральности, подчеркнул пресс-секретарь Белого дома Джей Карни – но тут же указал: «Мы не считаем и не хотим, чтобы это нанесло вред нашим важным отношениям с Россией».

Дело Сноудена не должно влиять на весь спектр отношений США с Россией и Китаем, говорил и президент США Барак Обама. Обама и Путин о Сноудене поговорили по телефону, но спустя много дней после его прилета в Москву.

Властям США приходится учитывать, что в американском обществе нет единого восприятия Сноудена как предателя и шпиона, многие ему сочувствуют, а по предыдущему опыту американцы знают, что чем жестче давить на Россию, тем жестче будет ответная реакция, а повестка отношений между странами сейчас очень широка, объясняет директор научных программ Российско-германского форума Александр Рар: важно, что в отличие от Джулиана Ассанжа открытия Сноудена не поставили под угрозу жизни американцев.

Сноудена хотят привлечь к суду, но в большом судебном процессе администрация США может выглядеть не лучшим образом, говорит директор Центра глобальных интересов Николай Злобин, а обострять отношения с Россией во время ее председательства в «двадцатке» и накануне председательства в «восьмерке» тоже не ко времени.

Президент Центра за национальный интерес Дмитрий Саймс указывает, что, если в начале сентября Сноуден будет находиться в России и вести разоблачительную деятельность, Обама может отменить визит в Москву. Посол США в России Майкл Макфол написал в Twitter, что работа над визитом продолжается.

С имиджевой точки зрения Россия может получить выгоду от того, что Сноуден решился остаться в ней и тем самым опровергнуть американских и европейских партнеров, которые регулярно критикуют ее за несоблюдение прав человека, резюмирует Рар.