Культурный разрыв

Сотрудника, который успел поработать на конкурентов, российские работодатели считают выгодным приобретением. Но вписаться в чуждую корпоративную культуру перебежчикам удается не всегда
Fotolia/ PhotoXPress

Большинство (80%) сотрудников розничной сети Enter (стартап основателя «Связного» Максима Ноготкова) раньше трудилось в конкурирующих сетях: «Белый ветер», МТС, Re:Store, «М.видео», «Эльдорадо», «Техносила». При приеме на работу им даже отдают предпочтение, уточняет Алексей Дмитриев, евангелист Enter. «Такой человек знает конкурентов, основных игроков, поставщиков, понимает особенности внутренних процессов и финансовых показателей, - объясняет он. - Для многих позиций это становится решающим, например в управлении розничными продажами, на некоторых участках финансового департамента, в торговом маркетинге, да и на руководящих должностях».

Бывает, что новые сотрудники увольняются три-шесть месяцев спустя, разочаровавшись в работе, рассказала Анна Паршина, директор департамента счастья сотрудников Enter.

Работодатели стали относиться к переходам сотрудников от одного конкурента к другому гибче: это в 90-х уход к конкурентам ассоциировался с предательством, кражей клиентской базы и дверь за такими людьми захлопывалась навсегда, замечает Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию Ward Howel.

Нет рая на земле

Сейчас сотрудника, в чьем резюме значатся несколько конкурирующих компаний, воспринимают скорее позитивно: он позиционирует себя как специалист, делающий продуманную карьеру в своей профессии, рассказывает Бурова. Другое дело, что сотрудник, долго проработавший там, где сильная корпоративная культура и сильный менеджмент, скорее всего не приживется в компании с непохожей культурой. Неудачными бывают переходы из западных компаний в отечественные и обратно, замечает Бурова. Даже с внедрением в родственную корпоративную культуру бывают проблемы. Например, бывшие сотрудники Pepsi, пришедшие на работу в Coca-Cola, образовывали внутри компании группировку и даже на корпоративах сидели за своим отдельным столом.

Чтобы люди, в том числе привыкшие к другой корпоративной культуре, знали, на что идут, компания Enter на своем сайте предупреждает, с какими трудностями может столкнуться новичок. Кандидатам предлагают изучить «Семь причин выбирать или не выбирать Enter». Их предупреждают: «Enter не представительство рая на земле, чтобы идеально подходить каждому. У нас есть недостатки». Вот только некоторые из них: «Если ты не рискуешь брать на себя ответственность буквально за все, тебе больше подойдет другая компания. Если ты затворник, то тебе у нас не понравится. Если ты ценишь прежде всего стабильность и терпеть не можешь неожиданности, тебе не к нам. Если не готов держать высоко поднятую планку от месяца к месяцу и получать вознаграждение по заслугам, система оплаты труда тебя разочарует».

Выгоднее уйти

Для самого сотрудника переход к конкурентам зачастую оказывается правильным шагом: на новом месте появляются карьерные перспективы, его начинают больше ценить, он чувствует драйв из-за смены обстановки, да и зарплата с каждым таким переходом растет. По крайней мере таковы результаты недавнего опроса, проведенного маркетинговой компанией OMI. У большинства (54%) участников опроса, а в нем приняли участие 1400 респондентов, возникало желание перейти на работу в конкурирующую компанию, а многим (39%) такое предложение делали хотя бы раз в жизни. Каждый пятый из них принял это приглашение, а 75% отказались от него. Две трети совершивших переход в итоге получили более высокое признание своих талантов и заслуг. У 79% согласившихся на переход к конкурентам повысилась зарплата, 57% признали, что вырос их профессионализм, а 55% отметили, что карьера тоже пошла в рост, утверждают исследователи.

Частые переходы между компаниями - тренд нынешнего рынка труда, считает Алексей Миронов, директор по стратегическому развитию кадрового холдинга «Анкор». Стоит сосредоточить усилия на развитии и удержании сотрудников, чтобы не создавать предпосылок для ухода к конкурентам, считает он. «При найме внешних сотрудников нужно уделять особое внимание так называемому онбордингу - интеграции людей в компанию и адаптации к новой корпоративной культуре. В некоторых российских компаниях есть целые отделы в рамках HR-департаментов, которые занимаются программами онбординга», - говорит Миронов.

Принимать или нет

Стоит ли принимать обратно сотрудника, который однажды покинул компанию? На этот вопрос нет однозначного ответа, считает Миронов. Все зависит от того, убежал ли человек от трудностей, искал место потеплее или ушел потому, что на старом месте у него не было возможности расти и развиваться, замечает Бурова. В последнем случае почему бы не принять, говорит она. «Стоит находить особый подход к каждому человеку, который хочет вернуться обратно, - рекомендует Миронов. - Иногда такой возврат может создать для компании добавленную стоимость и сотрудник привнесет новый опыт и идеи, в других случаях возврат создаст лишь проблемы без очевидного результата для бизнеса».

Даже руководители с установкой не принимать перебежчиков обратно иногда делают исключения. Высокопоставленный сотрудник корпорации «Газэнергострой», сильный специалист по строительству, ушел к конкурентам с большим повышением. «Вскоре выяснилось, что новый работодатель не выполняет своих обещаний по зарплате, и он вернулся к нам обратно, - рассказывает Сергей Чернин, президент компании. - Однако такой случай - скорее исключение для нас. «Газэнергострой» - достаточно закрытая структура, по своей воле сотрудники от нас уходят редко».

«За два года жизни Enter кто-то уже ушел к конкурентам, были у нас и возвращенцы, которых мы приняли обратно с большим удовольствием, - замечает Дмитриев. - Но иногда мы не готовы повторно взять сотрудника. Все-таки нельзя два раза войти в одну и ту же воду. Если мы были инициаторами увольнения, значит, его личностные или профессиональные качества нам не подходили. И именно поэтому мы не хотели бы видеть его снова в своей «реке».

Эффект «соленого огурца»

«Если вы хотите, чтобы человек успешно прошел испытательный срок и потом нормально адаптировался в вашей компании, он должен быть носителем близкой или той же корпоративной культуры, - добавляет Марина Тарнопольская, управляющий партнер рекрутингового агентства «Контакт». - Разумеется, чем выше уровень позиции, на которую рассматривается кандидат, тем сложнее будет его переделать, подстроить под себя и привить свою систему ценностей».

«Особых сложностей на почве разницы в корпоративной культуре я не припомню, - поясняет Чернин. - Чаще бывает, что неэффективные менеджеры ставят препятствия новым людям, которые могут обнаружить их недееспособность». Здесь требуется хирургическое вмешательство, а иногда и полная смена команды, чтобы не допустить эффекта «соленого огурца», говорит он: «Ведь если в банку с солеными огурцами положить свежий, то через какое-то время он тоже просолится. Чтобы этого не допустить, нужно сначала очистить банку от соли. Недавно по решению акционеров у нас произошла серьезная перестройка одного из подразделений, пришлось расстаться со всеми сотрудниками и набрать новых».