Нефть, рыба, самолеты

Нефтетрейдер и рыбопромышленник Геннадий Тимченко консолидирует свои авиационные активы, чтобы занять существенную долю еще и на рынке бизнес-авиации
В империи Геннадия Тимченко появится еще один холдинг/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В ближайшие месяц-два будет создана специальная компания для управления авиационными активами Геннадия Тимченко - под названием «А-групп», сообщил «Ведомостям» представитель предпринимателя. Под ее управление перейдут компании «Авиа групп» (на 74% владеет бизнес-терминалом А в «Шереметьево»), «Авиа групп норд» (70% в бизнес-терминале «Пулково-2») и финский авиаперевозчик (бизнес-джеты) Airfix Aviation, в котором структурам Тимченко принадлежит 99%.

Сейчас завершаются организационные и корпоративные процедуры (подбор персонала), внутренний аудит во всех активах, в ближайшей перспективе будет проведен ребрендинг и сформирована продуктовая линейка, рассказал представитель Тимченко.

По задумке помимо тех услуг, которые уже оказывают перечисленные компании, продолжает он, предполагается в среднесрочной перспективе развивать центр технического обслуживания, предоставлять финансирование для бизнес-джетов (например, через лизинг самолетов), оказывать дизайнерские услуги по конфигурации и отделке салонов, налаживать прямое вертолетное сообщение между бизнес-терминалами, предлагать IT-решения, организовывать чартерные перевозки и проч. Но первоочередная задача, заверяет представитель Тимченко, - повысить эффективность существующих услуг и сервисов (наземных и управления авиафлотом) на базе имеющейся инфраструктуры, обеспечить рост рентабельности за счет внутренней синергии активов.

Финская авиакомпания все активнее будет летать в бизнес-терминалы в России, обещает собеседник «Ведомостей», а в долгосрочной перспективе возможно расширение бизнеса за счет выхода на новые растущие рынки деловой авиации как в России и СНГ, так и за их рубежами - в Китае, Индии, Латинской Америке. Но это произойдет, когда будет исчерпан рост в существующих терминалах, предупреждает он.

Инвестиционную программу авиапроекта представитель Тимченко оценить отказался, но человек, близкий к авиационной группе, утверждает, что вложения будут впечатляющими - уже сегодня на авиационные активы структуры Тимченко потратили около 4 млрд руб.

Гендиректором «А-групп» станет Евгений Андрачников. Он эту информацию «Ведомостям» подтвердил и сообщил, что перед ним стоят очень серьезные задачи.

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что ставка на бизнес-авиацию верна. По прогнозам крупнейшего производителя бизнес-джетов в мире - канадской компании Bombardier, у российских владельцев к 2030 г. будет 1500 частных самолетов (сейчас - 540). Рынок деловой авиации в России оценивается сейчас в $2-3 млрд, ежегодный рост составляет около 15%, констатирует Синицкий. Из-за недостаточной инфраструктуры для бизнес-авиации в России размер недополученной выручки в части техобслуживания достигает примерно $300 млн, говорится в ежегоднике «Авиатранспортного обозрения». Эти деньги уходят западным операторам техобслуживания, а могли бы оставаться в России, считает Синицкий.

Среди активов группы - терминалы, у которых есть возможность для роста. До сих пор крупнейший аэропорт в сегменте бизнес-авиации в России - «Внуково-3», на него приходится 65,5% всех запросов на прилет из российских аэропортов (у «Домодедово» - всего 1,7%) и 34% запросов на вылет (у «Шереметьево» - 2%). Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев высказывал сожаление, что вынужден избирательно подходить к клиентам бизнес-авиации, в аэропорту планируется создание хаба гражданской авиации, возможно, придется перераспределять в ее пользу временные слоты на вылет и посадку.

Рынок бизнес-авиации будет расти, поскольку количество долларовых миллиардеров в России, по данным журнала CEO, достигло в 2012 г. максимума - 131 человек, очерчивает перспективы Синицкий. В 2011 г., по данным Jetnet, россиянам принадлежало 158 бизнес-джетов, 69% из них моложе 10 лет, это лучший показатель в Европе.

Гражданин Финляндии Тимченко, старинный знакомый президента России Владимира Путина, получил известность как совладелец одного из крупнейших в мире нефтетрейдеров - компании Gunvor, через которую продавалась значительная часть российской нефти. Его структуры в последние годы вошли в капитал газодобывающей компании «Новатэк», рыбообрабатывающей «Русское море», а также строительных компаний, финского хоккейного клуба Jokerit и других активов.