Замена для sms

Смартфонов продается уже больше, чем телефонов, а выбор бесплатных мессенджеров все шире. В результате традиционные sms могут пострадать - они-то по-прежнему платные

Самые популярные. 425

млн из 920 млн пользователей Facebook в 2012 г. имели доступ к социальной сети через мобильный телефон и пользовались Facebook Messenger

200-300

млн людей использовали мессенджер Whatsapp по состоянию на начало 2013 г. Их ежедневный трафик в августе 2012 г. составлял около 6 млрд сообщений

160

млн пользователей имели в начале 2013 г. сервис Viber

140

млн пользователей было в конце 2012 г. у сервиса iMessage, они передавали около 1 млрд сообщений в день

72

млн людей обменивались сообщениями через сервис KakaoTalk и пересылали более 3 млрд сообщений в день в начале 2013 г.

Эксперты и компании, активно использующие sms в работе, признают, что мессенджеры уверенно наступают и захват ими рынка - дело времени. Для полной победы мессенджеров над sms осталось 4-5 лет, убежден замдиректора департамента прикладных решений «Техносерва» Павел Кочнов: подрастает поколение, для которого важен прежде всего идентификатор в социальных сетях.

Клиенты, находящиеся за границей, порой не могут получить sms-пароль для подтверждения операций в интернет-банке, рассказывает начальник отдела развития альтернативных продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская, поэтому банки разрабатывают системы, не привязанные к sms. В Райффайзенбанке это картридеры, а в «Банк24.ру», по словам руководителя проектов этой организации Ильи Леонтьева, разрабатывается система оповещения на базе мессенджеров и соцсетей. Чтобы зайти в интернет-банк, клиенту достаточно ответить на сообщение в Twitter, Facebook или Whatsapp, а не вводить sms-пароль. В банке ТКС существует технология push-нотификации для платформ Android и iOS, говорит его вице-президент по платежным системам Анатолий Макешин. Количество смартфонов, бесплатных точек доступа WiFi и скорость мобильного интернета стремительно увеличиваются и «РТС-тендер» тоже планирует разработать сервисы мгновенного обмена сообщениями для платформ iOS и Android, говорит заместитель гендиректора этой компании Дмитрий Серединцев: «Зачем платить деньги за то, что можно получить бесплатно?»

«Мегафон» наблюдает устойчивый спрос на sms, хотя и не прогнозирует активного роста sms-трафика, отмечает сотрудник его пресс-службы: рост количества отправленных сообщений и активных sms-пользователей держится на уровне прошлого года. А у МТС доходы от передачи sms-сообщений вo II квартале 2013 г. даже выросли на 15% к аналогичному периоду годом ранее. Уровень проникновения мессенджеров в России сейчас около 7%, смартфонов - около 20%, оценивает директор по аналитике и ценообразованию «Вымпелкома» Алексей Никитин. Даже если к 2015 г. все владельцы смартфонов будут использовать лишь мессенджеры, количество пользователей sms все равно останется велико, спокоен он.

Sms будут жить и в силу технологических причин: сотовый оператор не может оповещать абонентов через мессенджеры, а только по sms, объясняет представитель «Мегафона». Абоненты могут общаться по sms, не подключаясь к интернету, что особенно ценно для людей старшего поколения, считает Никитин. Sms позволяют четко идентифицировать пользователя, так как привязаны к sim-карте, добавляет руководитель отдела продвижения мобильных решений Microsoft Сергей Езык. В то же время, уверен Езык, развитие OTT-сервисов (которые оказываются через интернет) выгодно всем: для клиентов появляются новые услуги, а у операторов растет трафик.

Но приложения для обмена сообщениями могут сильно увеличить нагрузку на операторские сети, опасается представитель МТС. Он предлагает стимулировать владельцев ОТТ-сервисов инвестировать в инфраструктуру операторов. У МТС уже есть успешный опыт сотрудничества с Google: компании пропорционально делят доходы от сервисов, предустановленных в аппараты МТС.

Для снижения ущерба от конкурирующих технологий некоторые операторы вводят собственные мессенджеры или разделяют расходы с ОТТ-операторами. Например, у «Мегафона» есть сервис UMS (Unified Messaging Solution), объединяющий в себе сразу несколько каналов коммуникаций: e-mail, sms, mms, IMS, социальные сети. Тем не менее, согласно прогнозу международной аналитической компании Informa Telecoms & Media, sms останется лидирующей технологией передачи мобильных сообщений как минимум до 2015 г. Доходы от sms в мире будут расти, хотя доля этого сервиса в структуре доходов от всех типов мобильных сообщений продолжит снижаться с 80% в 2010 г. до 68% в 2015 г.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)