Дерзкий новатор Ман Рэй был прилежным портретистом

«Ман Рэй. Портреты» - выставка, в которой один из самых знаменитых художников XX в., смелый и веселый экспериментатор, дадаист и сюрреалист, представлен своими самыми традиционными, заказными фотографиями. Но и в портретном жанре он не скучен
Ман Рэй. Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929/ An Ray Trust/ ADAGP, Paris and DACS, London 2013, courtesy The Penrose Collection

Выставку Ман Рэя создали английские кураторы для лондонской Национальной портретной галереи. В Пушкинский она приехала несколько измененной: работы из американских музеев теперь для нас недоступны и их пришлось заменить вещами из Центра Помпиду, у которого, всем известно, великолепное фотособрание. Так что из Лондона выставка приехала измененной, но не обедненной.

Ее восхитительная добротность и привлекательная старомодность обеспечены происхождением - она из почтенного консервативного музея, созданного для увековечения облика достойных людей. Так что и на московской выставке, как и обещает название, только человеческие портреты. Интригующих изображений волшебных утюгов с гвоздями на подошве или метронома с женским глазом нет, хотя и они прославили Ман Рэя, художника восприимчивого к новому и обожавшего опыты с техникой.

В экспозиции только подлинники - старые отпечатки. Нет никаких увеличенных цифровых новоделов и ничего отвлекательно-развлекательного для публики, умеющей тыкать пальцем в экран. Зато полное ощущение достоверности, подлинности, соприкосновения со временем, когда Ман Рэй сделал лучшие свои фотографии.

Жил и работал он долго, до 86 лет, но хрестоматийные свои произведения создал молодым в недолгие, но счастливые для искусства годы между двумя мировыми войнами в Париже, еще остававшемся центром мировой арт-вселенной. Здесь он встретился с Марселем Дюшаном и Тристаном Тцара (и стал дадаистом), Андре Бретоном и Сальвадором Дали (и превратился в сюрреалиста), Кики де Монпарнас и Ли Миллер (и снял артистично и чувственно своих прекрасных подруг). Богемных друзей, ставших великими, он и начал фотографировать, чтобы заработать на жизнь, - как художник он заработать не мог.

Часть «Париж» (а на выставке есть еще «Нью-Йорк» и «Голливуд») как раз собрала лучшие - знаменитые - портреты. Здесь есть, конечно, самая цитируемая фотография Ман Рэя и одна из самых завораживающих женских ню - «Скрипка Энгра», 1924 г. Божественная спина красавицы Кики де Монпарнас - идеальная плоть, помечена двумя скрипичными завитушками-эфами, словно и она в умелых руках инструмент для наслаждения. И одновременно насмешка, овеществление и разрушение метафоры.

Парижская фотография того времени имела немало первоклассных мастеров, но портреты знаменитостей, сделанные Ман Рэем, отличаются легкостью, они не перегружены психологизмом или, наоборот, декоративностью. Синклер Льюис, Гертруда Стайн, Луи Арагон с Андре Бретоном, Ле Корбюзье и Пикассо - все они еще молоды и в творческом поиске, слава еще не отяжелила их лица значительностью. Многие фотографии Ман Рэй делал по заказу журналов, некоторые из них представлены в витринах - и удивительно, что классический портрет нежной, нервной и женственной Вирджинии Вульф был сделан для обложки еженедельника Time.

Есть на выставке и фирменные снимки Ман Рэя с его излюбленными в молодости приемами соляризации или коллажа. У Жака Риго на подушке стоит маленький человечек. Юная Ли Мюллер, еще не фоторепортер, а только подружка фотографа, благодаря нарочно засвеченному кадру выглядит чистым ангелом. Но эксперименты - это не сюжет выставки. Женщин Ман Рэй любил и сам говорил в молодости, что обнаженная натура притягивает его не только эстетически. И часть снимков, той же Кики, свидетельствует об этом вполне убедительно. Характерную чувственность парижских фотографий Ман Рэй перенес и в снимки, сделанные в Америке и для Голливуда. Американцем он был по рождению, но как художник сформировался вне родины, вернулся туда только на время войны и уехал, как только смог. Серия заказных портретов голливудских актрис, в ролях и самих по себе, несет в себе желание соединить парижский шик с непосредственностью американских кинопростушек, что не всегда получается. Если же в модели есть настоящий класс, как в Аве Гарднер, то соединение проходит блестяще.

Выставка в Отделе личных коллекций Пушкинского музея - первая большая монографическая экспозиция художника, давно и хорошо известного у нас по многочисленным выставкам. Без Ман Рэя невозможно пересказать историю искусства ХХ в.

До 19 января