Ковальчук решил рискнуть

Российские миллиардеры заинтересовались венчурным рынком. Вслед за Виктором Вексельбергом и Романом Абрамовичем в отрасли появился новый игрок - Юрий Ковальчук
У банка «Россия» появилась своя венчурная компания/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Группа «АБР менеджмент», управляющая активами группы банка «Россия», учредила ООО «Венчурная инвестиционная компания», следует из данных базы «СПАРК-Интерфакса». Новое юридическое лицо было зарегистрировано в Санкт-Петербурге в сентябре. Основной вид деятельности - капиталовложения в собственность. Учредителями компании помимо самого «АБР менеджмента» стали четыре аффилированных с ней человека - Дмитрий Лебедев, Дмитрий Мансуров, Михаил Клишин и Михаил Дедов. У всех пяти совладельцев по 20% долей в этом ООО.

Представитель банка «Россия» Александр Кармаев объяснил, что компания «создана для инвестирования в привлекательные отрасли и перспективные проекты». Сейчас, по его словам, компания определяет объекты для инвестирования. Но как именно будет работать новая структура - будет она управлять чьими-то средствами или намерена вкладывать в компании сама, - Кармаев не раскрывает.

«АБР менеджмент» создан в конце 2011 г., он управляет долями Юрия Ковальчука, Николая Шамалова и их партнеров в банке «Россия», «Согазе» и «Национальной медиа группе». Сопредседатели совета директоров компании - Кирилл Ковальчук, племянник Юрия Ковальчука (крупнейший акционер банка «Россия»), и банкир, экс-министр финансов и экономики Монако Марко Пиччинини. В консультативный совет «АБР менеджмента» входят Юрий Ковальчук, владелец «Северстали» Алексей Мордашов и директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин.

Ковальчук не единственный из олигархов, кто заинтересовался венчурным бизнесом. В январе этого года стало известно, что группа «Ренова» миллиардера Виктора Вексельберга вложит $50 млн в венчурный фонд, который займется финансированием компаний в сферах новых медиа, IT-медицины и интернета. Основатель фонда Александр Туркот напоминает, что «Ренова» не являлась учредителем фонда, а лишь приобрела паи в нем - наравне с другими инвесторами. Фонд работает с мая, рассказывает Туркот: с момента открытия он успел заключить пять сделок. А совсем недавно стало известно, что структуры Романа Абрамовича вложились в проект Sape.ru - интернет-компанию, разработавшую систему купли-продажи ссылок в интернете (ее используют для продвижения сайтов в поисковиках). Абрамович участвует и в фонде Impulse, созданном основателями Sape.ru, говорил человек в окружении бизнесмена.

По данным исследования Российской венчурной компании и PricewaterhouseCoopers, объем венчурных инвестиций на российском рынке в 2012 г. превысил показатель предыдущего года более чем вдвое и составил $910,6 млн.

Сейчас становится модным инвестировать в технологические стартапы и этим все чаще занимаются люди, которые заработали деньги в других индустриях, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. Но вопрос в том, кто будет управлять этими деньгами, - это должны быть не инвестбанкиры и управляющие фондами прямых инвестиций, а люди, разбирающиеся в технологиях и умеющие искать команды и помогать им развивать бизнес. Сейчас в России нет дефицита венчурных денег, но очень не хватает квалифицированных управляющих, считает Чихачев. А стартапы, по его мнению, все чаще ищут «умные деньги» - не просто средства на развитие, но и помощь в технологиях и развитии бизнеса. Управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк считает, что открытие венчурного фонда при крупном частном банке - «хороший знак». Во всем мире у крупных структур, управляющих инвестициями, в портфеле есть класс активов, которые имеют дело с инвестированием в непубличные компании. До последнего времени венчурные инвестиции в России в основном интересовали иностранцев, понемногу в этот бизнес включились госструктуры, но деньги из крупных частных российских структур стали появляться сравнительно недавно. Фактически это свидетельствует о расцвете венчурной индустрии, считает Давидюк.