Свобода за сотрудничество

Освобожден один из фигурантов дела «Оборон­сервиса» Максим Закутайло - он решил сотрудничать со следствием, как и его жена Екатерина Сметанова

Хронология громкого дела. Ноябрь 2012 г.

Задержание первых фигурантов по основному делу «Оборонсервиса» Закутайло и Сметановой и домашний арест Васильевой, обвиненных в распродаже недвижимости «Оборонсервиса» по заниженным ценам, отставка министра обороны Анатолия Сердюкова. Арест менеджмента ОАО «Славянка» - жилищно-коммунальной «дочки» «Оборонсервиса»

Январь 2013 г.

Появление эпизода о ремонте дороги к базе отдыха в Астраханской области и первый допрос Сердюкова, начало расследования в отношении его зятя Валерия Пузикова

Февраль 2013 г.

Сметанова заключила сделку со следствием и выпущена под подписку

Апрель 2013 г.

Первый приговор по связанному с делом «Оборонсервиса» делу в отношении Любутова

Август 2013 г.

Пузиков возместил ущерб, и дело в его отношении прекращено, к Сердюкову у следствия не осталось вопросов

Сентябрь 2013 г.

Васильевой, Сметановой и Закутайло предъявлено обвинение в окончательной редакции

Бывший гендиректор склада Московского округа ВВС и ПВО Максим Закутайло, обвиняемый по делу «Оборонсервиса» в мошенничестве, растрате и содействии в злоупотреблении полномочиями, освобожден в среду из-под стражи по постановлению следователя, изменившего ему меру пресечения с ареста на подписку о невыезде, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь УФСИН по Москве Сергей Цыганков. Закутайло и его жена Екатерина Сметанова, директор компании по торговле недвижимостью «Эксперт» (впоследствии «Мира»), были арестованы год назад в самом начале расследования дела «Оборонсервиса», в феврале Сметанова пошла на сотрудничество со следствием и была освобождена под подписку. Телефон адвоката Закутайло Олега Бессонова не отвечал. Официальный представитель Следственного комитета (СКР) Владимир Маркин в своем заявлении, опубликованном на сайте СКР, объяснил освобождение Закутайло признанием им вины, сотрудничеством со следствием и усилиями по возмещению ущерба.

По делу «Оборонсервиса» было заключено под стражу как минимум девять человек, включая Закутайло и Сметанову, а еще двое - бывшие сотрудники «Миры» Дмитрий Митяев и Николай Любутов, следствие по делу которых вело МВД, - уже осуждены к 2 годам 8 месяцам и 2 годам лишения свободы. По делам, связанным с распродажей недвижимости «Оборонсервиса», были арестованы также гендиректор ООО «Приоритет» Ирина Егорова и еще одна руководительница «Миры» Динара Билялова. Самая высокопоставленная обвиняемая - экс-начальник департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева находится под домашним арестом. Параллельно дело возбуждено в отношении экс-директора «дочки» «Оборонсервиса» - ОАО «Славянка» и директора компании «Безопасность и связь» Александра Елькина и четверых его подельников, включая врио начальника хозуправления Минобороны Николая Рябых, директора департамента «Славянки» Константина Лапшина, гендиректора «Безопасности и связи» с 2011 г. Андрея Луганского и главбуха этой компании Юлии Ротановой. Всех их обвиняют в хищении средств, выделенных Минобороны на ремонт зданий, однако в сентябре «Безопасность и связь» выиграла в арбитраже иск к Минобороны по ключевому эпизоду по ремонту здания военного ведомства в центре Москвы. Если решение вступит в силу, то окажется, что это не «Славянка» не произвела ремонт на выделенные средства, а, наоборот, Минобороны не доплатило «Славянке», что создаст преюдицию и может привести к исключению этого эпизода. Елькину, Ротановой и Рябых 18 сентября срок ареста был продлен до 14 ноября. О судьбе Лапшина и Луганского сведений на сайте Хамовнического суда нет, в СКР говорить о них отказались. По словам источника, близкого к следствию, нельзя исключать, что и они выпущены после начала сотрудничества со следствием.

Как считает адвокат Андрей Андрусенко, рост числа сотрудничающих со следствием по делу «Оборонсервиса» означает, что следствие сохраняет свой потенциал, однако предсказать на этом основании его результаты сложно. Нельзя исключать, что часть обвинений может подпасть под амнистию, кроме того, из признаний рядовых исполнителей необязательно вытекает вина их руководства: суд может счесть, что оно было введено в заблуждение.