Претенденты на дорогу-фантом

На проектирование первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань претендуют два международных консорциума. Но денег на строительство трассы у правительства может не найтись
А.Астахова/ Ведомости

Сегодня «дочка» РЖД, которая занимается проектом ВСМ Москва - Казань, «Скоростные магистрали», должна была объявить конкурс на проектирование дороги. Стоимость контракта не раскрывается. Но в последний момент конкурс перенесли. Он будет объявлен после утверждения инвестпрограммы РЖД на 2014 г., сообщил «Прайм» со ссылкой на представителя «Скоростных магистралей».

Тем не менее желающие поучаствовать в конкурсе уже есть. Как стало известно «Ведомостям», это два консорциума. В первый вошли структура немецкого Deutsche Bahn - DB International, испанская Ineco, Росжелдорпроект и «Ленгипротранс», во второй - структура французской SNCF - Systra, испанская Acciona, китайские CRCC, FSDI, Thales, итальянская Italferr. Оба направили предварительные заявки на участие в «Скоростные магистрали», рассказали два источника, близких к этим консорциумам. Представитель «Скоростных магистралей» от комментариев отказался. Представители компаний - претендентов на проектирование на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Итоги конкурса «Скоростные магистрали» изначально планировали объявить в декабре. Проект ВСМ до Казани должен быть разработан до конца следующего года, следует из материалов «Скоростных магистралей». Он должен быть одобрен Главгосэкспертизой до конца I квартала 2015 г.

Основные требования к участникам тендера (их разработали «Скоростные магистрали») - опыт выполнения проектирования и строительства высокоскоростных магистралей в течение пяти последних лет и участие в консорциуме российской компании с опытом проектирования железных дорог. Первый консорциум уже обзавелся российскими участниками («Росжелдорпроект» и «Ленгипротранс»). Второй консорциум ведет переговоры со структурами Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, говорят собеседники «Ведомостей». Связаться с представителями бизнесменов не удалось.

Завершить строительство ВСМ до Казани РЖД планировала в 2018 г. Но сроки могут сдвинуться из-за отсутствия финансирования, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». По его словам, вопрос финансирования обсуждался две недели назад на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Участник совещания говорит, что к 2018 г. может быть построено около 200 км трассы (примерно до Владимира). Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что к 2018 г. магистраль может быть построена до Нижнего Новгорода (409 км).

С учетом закупки высокоскоростных поездов и модернизации вокзалов проект ВСМ Москва - Казань оценивается в 1,06 трлн руб. (проектирование и строительство трассы обойдется в 855 млрд руб.). Государство может профинансировать проект на 60%, остальное - деньги РЖД и частных инвесторов. Из ФНБ на проект будет выделено 150 млрд руб., из Пенсионного фонда через инфраструктурные облигации - 239 млрд руб. РЖД готова дать 30,8 млрд руб., частные инвесторы - 43 млрд руб. Еще 223,8 млрд руб. планируется привлечь в виде кредитов. Дефицит финансирования проекта - 310 млрд руб. Эти средства должны быть выделены из бюджета, считает генеральный директор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин. Но в бюджете таких средств пока нет, говорят два федеральных чиновника.