Правила игры: Кто выигрывает от торгового барьера

Экономическому публицисту не до жиру. Читатель, как правило, не хочет разбираться в тонкостях той или иной проблемы. Нужно пользоваться случаем, когда внимание публики привлечено к какому-то вопросу - пусть даже по причинам, очень далеким от экономики. Например, ситуация на Украине - повод обсудить, зачем вообще нужны разного рода «таможенные союзы».

Кто выигрывает от торгового барьера? Чтобы это увидеть, лучше всего представить, что барьер на рынке какого-то конкретного товара снят (тариф понижен или вовсе отменен). Последствия будут такими: какая-то часть наших граждан купит заграничный товар вместо такого же (или аналогичного), который производился в России. Кому от этого в нашей стране стало хуже? Хуже стало владельцам предприятий, производящих этот товар в России, - у них снизилась прибыль. Эти предприятия были вынуждены сократить производство или даже закрыться - значит, хуже стало сотрудникам этих предприятий и членам их семей. (Хуже стало также всем, потому что бюджет уменьшился на деньги, пошедшие на дополнительные социальные пособия, но эти потери так малы, что мы ими вообще в наших подсчетах пренебрегаем.) Кому от этого в России стало лучше? Лучше стало всем, кто купил заграничный товар вместо российского, - они потратили меньше денег на этот товар и потратят сэкономленные деньги на что-то другое.

Конечно, потери первых (владельцев и сотрудников) гораздо больше, чем выигрыш вторых (всех, кто купил товар). С другой стороны, если первых максимум десятки тысяч - вторых, бывает, десятки миллионов. Экономические комментаторы часто относятся к ним пренебрежительно - кого волнует выигрыш человека, который купил товар китайского (украинского, польского...) производителя вместо российского? Тем не менее для подавляющего большинства россиян купленный чуть дешевле товар - это чуть больше денег, потраченных на более качественную еду, на более хорошие лекарства, на зубную пластинку для ребенка, на дополнительный квадратный сантиметр жилплощади, на новый телевизор: на все то, что делает жизнь лучше. Разница между теми, кто теряет, оттого что торговый барьер убран, и теми, кто выигрывает, в том, что владельцы и сотрудники - небольшая и организованная группа (особенно в случае моногорода), которая может громко озвучивать свои требования. Десятки миллионов проигрывающих не организованы, их потери велики - значит, они безмолвны и политически бессильны.

Итого: торговый барьер делает жизнь десятков миллионов людей хуже. Это не значит, что торговые барьеры не нужно возводить - мало ли какие соображения могут быть в их пользу. Например, какие-то производства могут быть необходимы для военных нужд. Собственное производство делает страну более устойчивой к внешним шокам. И тем не менее про любой торговый барьер нужно думать именно так: мы снижаем благосостояние десятков миллионов граждан. Ради чего?