РЖД организует вагонный пул

РЖД опять предлагает железнодорожным операторам сдать ей в аренду полувагоны. Частным компаниям эта идея не нравится
С.Портер/ Ведомости

РЖД опять предлагает операторам создать пул «обезличенных вагонов» (вагоны в управлении РЖД), чтобы упростить технологию перевозок, рассказал «Ведомостям» представитель РЖД. Такой пул может быть создан на базе «дочки» РЖД - Федеральной грузовой компании (ФГК), либо железнодорожные операторы создадут его сами. Затем операторы или ФГК отдадут вагоны в управление РЖД. Монополии нужно 350 000-370 000 полувагонов в управление. Это позволит сократить число порожних рейсов, отмечает представитель РЖД. Предложения монополии будут обсуждаться в среду на заседании «открытого правительства», говорят два источника, знакомых с повесткой заседания. Представитель министра, ответственного за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «открытого правительства» Михаила Абызова, на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Сейчас у РЖД нет своих вагонов (летом монополия окончательно передала свой парк в управление ФГК). Но уже в октябре президент РЖД Владимир Якунин обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой «рассмотреть вопрос о консолидации 30% парка» всех полувагонов, работающих на сети РЖД (160 000). Такое количество вагонов в управлении РЖД увеличит время оборота вагона в 4 раза, что обеспечит необходимый уровень погрузки - 3,5 млн т в сутки, уточняет Якунин. Сейчас из 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 000 - лишние, констатирует Якунин.

Основная проблема перевозки грузов железнодорожным транспортом, по мнению президента РЖД, - рост числа вагонов на сети. Собственники вагонов продолжают наращивать парк в условиях сокращения объемов перевозок, пишет Якунин Медведеву: «Мощности железных дорог в значительной степени используются не для перевозки грузов, а для перемещения порожних вагонов».

РЖД уже пыталась в прошлом году договориться с операторами об аренде их парка. Но передала подвижной состав только ФГК. Новую инициативу РЖД - создать пул «обезличенных вагонов» операторы также восприняли скептически. Есть опасение, что РЖД будет злоупотреблять своим правом и инвентарные вагоны будут проезжать в первую очередь, говорит топ-менеджер крупного железнодорожного оператора. Сдавать РЖД в аренду свои вагоны выгодно только тем операторам, у которых большой уровень порожних рейсов - до 50%, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Сами операторы предлагают ограничивать количество подвижного состава. Летом топ-менеджеры крупнейших железнодорожных операторов предложили РЖД ввести ограничения на выдачу номеров для вагонов и приписывать их к станциям «исходя из возможностей инфраструктуры», следует из их письма Якунину. РЖД поддержала идею «разумного ограничения» количества вагонов на сети, говорит представитель одного из операторов.