Амнистия для своих

Юбилейная амнистия объявлена. Власти облегчили участь некоторых фигурантов политических процессов, но простили и многих виновных в должностных преступлениях
Под амнистию попадут многие полицейские, побывавшие в горячих точках/ Егор Алеев/ ИТАР-ТАСС

Госдума объявила вчера амнистию к 20-летию Конституции, которая начала действовать немедленно. Первые осужденные должны быть освобождены до Нового года, надеется председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников. За постановление проголосовали 446 депутатов из 450. Решения ждали не только осужденные, но и следователи, у которых скопилось много нерасследованных дел - амнистия позволит закрыть их, объяснил единодушие коллег коммунист Юрий Синельщиков.

Масштаб милости. 15000

человек, по прогнозу Крашенинникова, могут выйти на свободу. Он не исключает, что их число будет еще меньше

Основой для постановления об амнистии стал проект, подготовленный президентским Советом по правам человека и внесенный после значительной корректировки президентом Владимиром Путиным. Депутаты его доработали: была принята поправка депутатов-единороссов, коммунистов и ЛДПР о распространении амнистии на подозреваемых и обвиняемых по «болотному делу» и делу Greenpeace - президентский проект не допускал освобождения обвиняемых в хулиганстве и участии в массовых беспорядках до приговоров суда в отличие от остальных амнистируемых. Крашенинников, также подписавший поправку, несколько раз высказывался за применение амнистии на всех стадиях производства по делу - «это классика». Исключение для фигурантов «болотного дела» и Greenpeace могло появиться в проекте президента в результате технического сбоя, считает источник «Ведомостей», близкий к руководству Госдумы.

По разным подсчетам, под амнистию могут попасть от 8 до 10 фигурантов «болотного дела». Коммунисты и эсеры добивались амнистии для всех фигурантов «болотного дела» - дополнения списка амнистируемых обвиняемыми в организации массовых беспорядков и в неопасном для жизни насилии к представителю власти (ч. 1 ст. 212 и ч. 1 ст. 318 УК РФ), но комитет Крашенинникова, а затем и Дума отказались. Часть 1 ст. 318 - одно из самых распространенных обвинений у гражданских активистов: иногда бывает достаточно сделать полицейскому замечание, чтобы было возбуждено дело, говорил вчера депутат-эсер Дмитрий Гудков.

Эсеры и депутаты от ЛДПР предлагали исключить положение о запрете амнистии для злостных нарушителей (заключенные с двумя взысканиями за год): это коррупционное положение, в некоторых колониях уже началась торговля с осужденными, объяснял депутат ЛДПР Ярослав Нилов. Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов вчера утром предложил депутатам компромисс - учитывать только взыскания, наложенные до 1 сентября этого года. Поправку от своего имени внес Крашенинников, но против выступил полпред президента в Госдуме Гарри Минх: поблажка даст понять заключенным, что они могут делать в колониях что угодно. Чтобы бороться со злоупотреблениями руководства колоний, нужно править закон, а не постановление об амнистии, согласен и Крашенинников. Такие поправки будут подготовлены, пообещал он.

По предложению группы депутатов-единороссов, коммунистов и ЛДПР список статей, на которые амнистия не распространится, дополнили статьями о педофилии и терроризме и статьей об использовании служебных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК). Последняя часто вменялась полицейским, пытавшим задержанных, в том числе группе полицейских из казанского ОВД «Дальнее», где в 2012 г. от пыток умер задержанный.

Профильный комитет не хотел запрещать амнистию по ст. 286, Крашенинников предложил принять поправку Гудкова с этой статьей уже на заседании Госдумы. Но под амнистию все равно попали полицейские, фальсифицировавшие дела, и чиновники, обвиняемые в нецелевом расходовании бюджетных средств.

Уйти от ответственности может и обвиненный в халатности экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Крашенинников сказал, что не видит для этого оснований, но другие депутаты не исключали, что его командировки в горячие точки в годы руководства Минобороны будут сочтены «действиями по защите Отечества». Амнистию уже назвали «полицейской» и «амнистией для своих», отмечал Гудков.