Дружба с Киевом поможет флоту

Российско-украинские соглашения в сфере ОПК в основном декларативны, зато Москва получила важные обещания по Черноморскому флоту

Из 30 пунктов протокола, подписанного по итогам состоявшегося во вторник заседания российско-украинской межгоскомиссии, четыре пункта посвящены оборонной и аэрокосмической промышленности (этому же посвящены три из 14 подписанных соглашений и меморандумов), а еще пять - базированию на Украине Черноморского флота (о влиянии договоренностей на другие отрасли см. статью на стр. 10).

В преамбуле к протоколу говорится, что стороны будут «воздерживаться от односторонних действий, связанных с реализацией политики импортозамещения, которые могут нанести экономический ущерб друг другу». По словам менеджера российского предприятия оборонной промышленности, речь идет о таком проекте, как строительство компанией «Климов» завода под Петербургом, который должен производить двигатели типа ТВ3-117/ВК-2500 для основных моделей российских вертолетов вместо импортируемых украинских двигателей завода «Мотор сич». По его словам, останавливать этот проект не планируется, поскольку на полную силу он заработает через несколько лет, а сейчас закупка украинских двигателей оправданна - они дешевле. Представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (куда входит «Климов») от комментариев отказался.

Поручение разработать программу сотрудничества в области судостроения и межведомственный меморандум о судостроении предусматривают дальнейшее сотрудничество в поставках украинских силовых установок для ВМФ России и возможность ремонта кораблей Черноморского флота на украинских верфях, о заказе новых военных кораблей на украинских верфях говорить не приходится в связи с их тяжелым состоянием, говорит источник в Минпромторге России.

В авиастроении подписано соглашение о мерах господдержки по восстановлению производства самых больших в мире серийных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и двигателей Д-18Т к ним. Дано также поручение ускорить для этого создание СП между ОАК и «Антоновым». Премьер Украины Николай Азаров заявил вчера в Киеве, что это самый масштабный проект за время украинской независимости стоимостью $12,9 млрд, он предусматривает выпуск 80 Ан-124.

Источник в Минобороны России говорит, что госпрограммой вооружений его закупки не предусмотрены, а источник в одной из компаний, входящей в состав ОАК, отмечает, что без стартового заказа со стороны российских военных программа не имеет смысла, но ожидать сейчас такого заказа не приходится.

То же самое ждет и военно-транспортный самолет Ан-70 - в протоколе написано, что в I квартале будущего года должны закончиться его совместные испытания и решен вопрос о серийном производстве машины. По словам сотрудника одного из предприятий авиапромышленности, знакомого с ходом проекта, испытания в обозримом будущем завершить можно, а вот решение о серийном производстве крайне маловероятно - у российских военных не хватит денег ни на Ан-70, ни на Ил-76МД-90А, производство которого восстанавливается на авиазаводе в Ульяновске. Представитель ОАК от комментариев отказался.

Зато важные обязательства зафиксированы в пяти пунктах протокола, касающихся Черноморского флота. Будет ускорена работа над подготовкой новых соглашений, которые облегчат службу российских военных в Крыму. Обещаны решение социальных задач в Севастополе, прекращение споров по налогообложению, вывод в гражданский оборот не используемых флотом земель, а также перевооружение флота. Сейчас для него активно строятся новые фрегаты и подлодки, но украинская сторона затягивает с выдачей разрешений на их базирование в Севастополе. Последний пункт особенно важен - без новых кораблей флот теряет смысл, говорит военный эксперт Константин Макиенко. Он надеется, что решение насущных для флота проблем увязано с дальнейшим финансированием украинского правительства.