ООО станут удобнее


ООО - самая популярная правовая форма, их легко регистрировать, практически весь малый бизнес использует ООО, говорит замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин. Но существующие ограничения проблем не создавали, замечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Минфин хочет разрешить ООО выплачивать их совладельцам дивиденды не только из чистой прибыли. Проект таких поправок в закон об ООО опубликован вчера на едином портале раскрытия информации.

Ранее Минфин предлагал аналогичные изменения для акционерных обществ. Вместе с требованием о выплате дивидендов в размере 25% прибыли по МСФО (к 2015 г. Минфин предлагает поднять планку до 35%) такие поправки должны увеличить доходы бюджета от дивидендов госкомпаний. У компании может быть прибыль, позволяющая выплатить щедрые дивиденды, но «бумажный» убыток снижает ее настолько, что чистой прибыли не остается, объясняли чиновники Минфина.

У владельцев ООО такая же проблема - они не могут получить деньги даже прибыльной компании, если у нее есть непогашенный убыток прошлых лет или от обесценения финансовых вложений, говорится в пояснительной записке. С 2011 г. Росимущество может преобразовывать федеральные унитарные предприятия не только в акционерные общества, но и в ООО. Росимущество не пользуется этим правом, говорит сотрудник ведомства: «А смысл? В ООО нет коллегиальных органов управления, и работать с ними Росимуществу неудобно. ФГУП преобразовывают в АО или федеральные государственные учреждения».

Зато кредиторы ООО могут пострадать от предлагаемых изменений, отмечает арбитражный управляющий Евгений Семченко: общество может распределить прибыль среди своих участников, а потом выяснится, что какие-то вложения сильно обесценились, - в итоге кредиторы ничего не получат. Минфин в пояснительной записке успокаивает: кредиторы не пострадают, ведь нельзя распределить прибыль, если фирме грозит банкротство или если стоимость ее чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда (либо станет меньше после выплат).

Это правило интересы кредиторов не защищает, парирует Семченко, в расчет берется бухгалтерская стоимость активов, а их рыночная стоимость может быть гораздо ниже - кредиторы думают, что активы есть, а их давно уже нет.