Колонка консультанта: За что готов платить работодатель

Многие сотрудники ценят возможность пройти обучение за счет компании. Особое место занимает бизнес-образование, которое традиционно воспринимается как образование для «будущих топ-менеджеров и элиты» компании. Многие сотрудники даже готовы оплачивать такое обучение за свой счет и будут благодарны, если компания просто отпустит их получить заветные сертификаты и потом примет обратно.

Однако давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения работодателей. Так ли выгодно современным корпорациям инвестировать в бизнес-образование сотрудников? И какой из видов бизнес-образования наиболее предпочтителен?

Следует уточнить, что к бизнес-образованию в России относят достаточно широкий круг программ. По данным РБК, на территории России функционирует примерно 100 бизнес-школ, которые предлагают около 150 программ МВА и профессиональной переподготовки. К этому стоит добавить ряд высших учебных заведений, предлагающих получение второго высшего образования или специализации, а также огромное количество тренинговых и консалтинговых компаний, предлагающих разные семинары.

Из всех перечисленных видов программы профессиональной переподготовки и МВА способны внести наиболее весомый вклад в знания и навыки сотрудников, позволяя закрепить полученные теоретические знания на практике. Однако, согласно статистике Brandhouse, основной пул инвестиций работодателей приходится на краткосрочные и узкоспециализированные тренинги и семинары (при учете того, что во второе высшее образование инвестируют также примерно 1-2% компаний). Как же так получается, что наиболее продолжительные и «ценные» с точки зрения получаемых сотрудниками знаний и навыков программы остаются за бортом инвестиций?

Для этого рассмотрим наиболее часто озвучиваемые преимущества и недостатки инвестиций в данные виды программ.

К наиболее заметным преимуществам можно отнести удержание ключевых сотрудников, увеличение лояльности персонала, создание команды менеджеров с единым пониманием и целями, повышение конкурентоспособности за счет обладания более квалифицированным персоналом, а также открытие новых возможностей для развития бизнеса с помощью контактов, которые сотрудники создадут в процессе обучения. А к недостаткам - риск ухода сотрудника после получения дополнительного образования, риск снижения мотивации сотрудников во время обучения, риск изменения ценностей и способа действия сотрудника, а также сложность оценки отдачи от инвестиций в обучение.

Большая часть преимуществ относится к области управления лояльностью сотрудников, с этой точки зрения инвестиции в краткосрочные семинары и в долгосрочные программы являются практически равнозначными. А большая часть недостатков и рисков увеличивается с продолжительностью программы.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что инвестиции работодателей в образование сотрудников можно расценивать как амбициозные и долгосрочные проекты, которые нуждаются в серьезном управлении (включая управление рисками). Тем не менее, реализованные продуманно и системно, подобные образовательные проекты помогают компаниям не просто выживать, но и наращивать конкурентные преимущества.