Концессии для всех

Правительство согласилось дать больше свободы концессионерам: передать в концессию можно будет любой объект, а государство сможет доплачивать частникам
С. Портер/ Ведомости

На этой неделе правительство одобрило подготовленный Минэкономразвития проект поправок в закон «О концессионных соглашениях», сообщил представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Проект (текст есть у «Ведомостей») позволит заключать значительно больше концессионных соглашений: перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию, теперь не ограничен.

Сейчас перечень закрытый - и хотя довольно подробный, все равно возникали сложности, рассказывал «Ведомостям» участник дорожного проекта: например, нельзя построить по концессии совмещенный автодорожный и железнодорожный мост, по отдельности такие сооружения упомянуты.

Расширена и сфера применения так называемых «контрактов жизненного цикла» (КЖЦ). В стандартной концессии частник возвращает инвестиции за счет платы за пользование объектом, а КЖЦ могут предусматривать платежи государства инвестору за его обслуживание. Сейчас такие контракты можно использовать только для автодорог - правки в закон о концессиях в 2012 г. удалось пролоббировать Минтрансу, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник (см. врез). Новый проект позволяет заключать такие соглашения для любых объектов.

По данным Минэкономразвития, сейчас заключено 900 концессионных соглашений против 200 в 2012 г., но в масштабах всей экономики этого недостаточно, замечает представитель Шувалова. А реально действующих - на порядок меньше, признает чиновник Минэкономразвития. Для сравнения: в Индии, по данным минфина страны на конец 2012 г., уже осуществлено или находится на стадии реализации 758 проектов общей стоимостью около $70 млрд.

Возможность предусмотреть в соглашении плату концедента сделает концессионные проекты привлекательнее, считает гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Баженов: риск возврата частных инвестиций минимизируется, а источником платы от государства могут быть будущие налоговые поступления от инвестпроекта.

Устранение ограничений позволит малому и среднему бизнесу активнее инвестировать в ЖКХ и социальную инфраструктуру, рассчитывает представитель Шувалова. Если проект прибыльный, риски минимизированы, а государство готово софинансировать, тогда бизнес заинтересуется такой возможностью, замечает вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин. Но пока государственно-частное партнерство (ГЧП) скорее экзотика для малого и среднего бизнеса, вздыхает он: проекты можно пересчитать по пальцам, а в регионах зачастую «родственное ГЧП» - контракты распределяются между близкими к руководству региона компаниями.