Дестабилизация по заказу грузина

В Мосгорсуде начался процесс над Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым, считающимися организаторами беспорядков на Болотной

Удальцов и Развозжаев обвиняются в организации массовых беспорядков, в том числе 6 мая 2012 г. на Болотной площади в Москве. Как следует из оглашенного во вторник обвинительного заключения, это делалось «в целях дестабилизации социально-политической обстановки» в стране. По версии обвинения, зимой 2012 г. у грузинского политика Гиви Таргамадзе возник умысел на организацию в России массовых беспорядков. К его осуществлению он привлек оппозиционера Константина Лебедева, а тот, в свою очередь, - лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и его помощника Леонида Развозжаева. Лебедев уже признал вину, пошел на сделку с правосудием, осужден в апреле 2013 г. к 2,5 года лишения свободы.

По версии прокуроров, именно Удальцов спровоцировал давку на Болотной, усевшись на землю и призывая других участников акции к сидячей забастовке. А Развозжаев организовал прорыв оцепления: он и другие обвиняемые в массовых беспорядках (приговор по этому делу должны огласить в пятницу) бросали в полицейских куски асфальта, распыляли заранее приготовленный газ, сооружали препятствия из биотуалетов. Вечером 6 мая Лебедев отчитался перед Таргамадзе по телефону. Тот потребовал увеличить количество участников массовых акций, и Удальцов продолжил свои поездки по регионам, расширяя географию. Обвиняемые обсуждали одновременную организацию беспорядков на территории Москвы, Калининграда и Владивостока и планировали сорвать выборы в Госдуму, «чтобы на повторных выборах проникнуть во власть».

Удальцов и Развозжаев заявили, что своей вины не признают. Развозжаев назвал обвинение «абсурдным», а Удальцов сравнил беспорядки на Болотной с поджогом Рейхстага. Адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский говорит, что происходящее напоминает ему образцово-показательные процессы над «врагами народа»: массовые протесты зимы 2011-2012 гг. пытаются представить как результат иностранной подрывной деятельности. Гособвинитель все время говорил про «антиправительственную литературу» и «антиправительственные лозунги» - а что тут такого, недоумевает адвокат, если даже президент Владимир Путин призывает критиковать правительство.

Этим процессом власть намерена продемонстрировать активистам, что любое физическое сопротивление ее представителям будет жестко наказано, а любые «властители умов» могут быть скомпрометированы, констатирует политолог Алексей Макаркин. По его мнению, в связи с событиями на Украине массовые акции протеста двухлетней давности не потеряли актуальности.