Точка зрения: Архитектурные ГМО

Люди научились уделять внимание составу продуктов, но до анализа состава архитектурной среды горожанам еще далеко.

Быть специалистом сразу во всех областях невозможно, и мы углубляемся в те отрасли знания, которые нам ближе или которые влияют на наш комфорт и безопасность. К примеру, все больше людей не ленится потратить лишние пять минут и прочитать состав продуктов на упаковке или состав ткани, выбирая одежду в магазине.

Знания об архитектуре и городской среде малоинтересны обывателю. Если поймать москвича на бегу и спросить, что он думает о своем доме и районе, можно услышать о недостатке зелени, переизбытке машин, ужасных соседях. Но ни слова о масштабах и облике строений, о ширине улиц или плотности застройки. Человеку так же сложно оценить среду, в которой он живет, как рыбе рассуждать о достоинствах морского пейзажа.

Бордюры, фасады и депрессии

Но не стоит недооценивать влияние городской среды на психологическое здоровье, на развитие детей. Вполне возможно, что архитектурные условия, в которых мы обитаем, наносят ущерб не меньший, чем нитраты и полиэстр. Многочисленные исследования по видеоэкологии показывают, что неблагоприятная городская среда может провоцировать различные заболевания - от близорукости до эпилепсии, а нейропсихологи из США установили связь между насыщенностью визуальной среды и развитием головного мозга ребенка. Можно предположить, сколько будущих талантливых художников бегает по улицам Вероны и, допустим, Северного Чертанова, сколько новых изобретателей вырастет на аккуратных улицах Ричмонда и, скажем, в Дегунине.

Россия входит во вторую сотню стран по уровню международного индекса счастья. Пока что такие исследования не проводятся для городов, но не нужно быть серьезным ученым, чтобы определить, где живут более счастливые люди - в пестрых кварталах Барселоны или в микрорайонах Южного Медведкова. В нашей жизни архитектура является декорациями, которые постепенно сами начинают корректировать сценарий спектакля.

На городское пространство мы преимущественно не можем влиять - и просто перестаем замечать то, что раздражает. Кто отдает себе отчет в том, что ссоры с близкими могут быть вызваны расцветкой бордюров в микрорайоне? Способен определить, почему дорога от метро до дома вызывает чувство безысходности и апатии? Почему, проживая в центре многоэтажного здания, в окружении сотен других людей, можно испытывать чувство крайнего одиночества?

В результате подавленная типовой застройкой жажда жизни вырывается из города пестрыми лоскутами дачных поселков. Безумное разнообразие форм, цветов и материалов, которое так часто завораживает случайных европейцев в Подмосковье, никак не зависит от достатка и воспитания их обитателей. Случайные цветники рядом с подъездами, полуподвальные мастерские, магазинчики в пристройках-курятниках, киоски всех разновидностей, аляповатые вывески, наконец, все это неуклюжие попытки обжить, очеловечить уже городское пространство.

Правила комфорта

Урбанизм - это не такой уж высоколобый предмет. Когда глаз считывает картинку и передает изображение в мозг, происходит оценка параметров видимых объектов, в том числе зданий. Если параметры создают ощущение целостности, то мозг вырабатывает чувство эмоциональной удовлетворенности. В этом и выражается гармония. Чтобы изображение было целостным, оно должно отвечать нескольким достаточно конкретным правилам.

Правило № 1 - определить главное и второстепенное. Необходима иерархия: на что смотреть в первую очередь, на что - во вторую. Если есть более значимое здание и есть подчиненное ему, возникает ощущение связанности и баланса. В условиях города этот принцип действует для отделения обычных жилых построек от более важных - дворцов и храмов, а также для разграничения улиц, дворов и площадей. В типовых микрорайонах это требование не соблюдается. В пространстве одинаковых зданий глаз не способен выделить главное, и ощущение визуального единства теряется.

Правило № 2 - необходимы вертикальные доминанты. Колокольня Ивана Великого в столице не только выполняла роль визуального ориентира, но и дополняла целостное восприятие города. В спальных районах с одинаковой высотой построек, с одной стороны, нарушается композиционное единство, а с другой - человек легко может испытать чувство пространственного дисбаланса.

Правило № 3 - важна пропорциональность. Законы гармоничных пропорций изучались на протяжении всей истории человечества. Золотое сечение определило идеальное соотношение между целым и его частями. Витрувий и Леонардо да Винчи описали закономерности в пропорциях человеческого тела. Ле Корбюзье оформил их в свод правил для механики и архитектуры под названием «Модулор».

При возведении микрорайонов используются блоки разной высоты - 9-, 12-, 16- и 25-этажные панельные здания. Это соотношение не имеет ничего общего с законами прекрасного и зависит только от технологии производства. То же самое относится и к соотношению размеров окон, дверных проемов, деталей декора на фасадах и т. д.

Правило № 4 - детали важны. Нам нужна сложная картинка. Человек может принять и удержать в памяти определенное количество информации (около 16 бит в секунду). Если объект посылает больше информации, мы воспринимаем его как сложный и привлекательный, если меньше - как примитивный и чаще некрасивый. Чтобы не надоедать и поддерживать интерес к себе, архитектура должна обладать слегка избыточной сложностью. Здание, которое невозможно разом охватить взглядом и удержать в памяти, может всегда по-новому открываться зрителю. Поэтому готический собор выглядит красивым, а панельная новостройка - уродливой.

Правило № 5 - нужна функционально насыщенная среда. В начале 1980-х гг. советскими искусствоведами был проведен эксперимент: группе людей были показаны две схожие по масштабу и архитектуре улицы. На первой расположились только жилые дома и офисы, а на второй - кафе, пестрые магазинчики и мастерские. На вопрос «Какая улица вам кажется более красивой?» все участники единогласно выбрали второй вариант. Такая среда эмоционально привлекательна, так как создает богатство ситуаций, обещает большую свободу поведения. Пусть мы никогда не зайдем в эти магазины, но мы должны знать о том, что город дает нам такую возможность.

Правило № 6 касается пешеходов. Важная часть городского пространства, которую упускали из виду многие архитекторы XX в., - это люди. Их присутствие и передвижение определяют качество городской среды. Даже не обращаясь друг к другу, люди, находящиеся на улицах, постоянно вступают в неявные контакты. Прогулка по Тверской, Невскому проспекту, Крещатику, вечерние гуляния по парижским бульварам - это важнейшая составляющая городского образа жизни. Чтобы стать местом коммуникации, улица должна быть такой ширины, чтобы пешеход мог различить лица встречных людей, а значит, расстояние между тротуарами не должно превышать 25 м. На огромных просторах микрорайонов поток людей непропорционально мал. Это обедняет образ города.

Новое, прекрасное, типовое

Если проследить историю типового микрорайона, начиналась она вполне жизнеутверждающе. Это сейчас слово «хрущевка» имеет резко негативную коннотацию, но еще 50 лет назад это слово можно было произносить с гордостью. Типовое индустриальное домостроение позволило переселить людей в чистые и светлые индивидуальные квартиры - неприлично было встречать сверкающий приход коммунизма в затхлых бараках и коммуналках. В этом и заключалась идея советского градостроительства начиная с 1954 г. А вот прародители хрущевской архитектуры, немецкие архитекторы Эрнст Май и Курт Майер, вдохновленные идеями функционализма Ле Корбюзье, основывались на более продуманной идеологии.

Ранние урбанисты-утописты, так же как изобретатели синтетических тканей или ядерной энергетики, преследовали исключительно прогрессивные цели. Им не давал покоя городской беспорядок: узенькие улицы, устаревшие коммуникации и социальное неравенство. Ему на смену должен был прийти удобный и зеленый город для будущих поколений, равный для всех, выраженный через формулу гармонии и эффективности.

Но в начале 1980-х гг. в архитектурной среде возникает новый, «просвещенный» урбанизм, который приходит к парадоксальным выводам. Оказывается, современные продуманные и тщательно спланированные городские районы гораздо менее комфортны для человека, чем стихийные поселения, имеющие многолетнюю историю развития. Иначе говоря, исторические поселения дают жителям гораздо больше эмоциональной и духовной пищи, чем города, построенные по правилам формальной композиции и единым эстетическим принципам.