РЖД просит денег на Кузбасс

Объем инвестиций в развитие БАМа и Транссиба может вырасти: чтобы вывезти на экспорт дополнительные 39,3 млн т угля с Кузбасса, РЖД нужно еще 16 млрд руб.
Программу развития БАМа и Транссиба обсудят на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича/ Ilya Naymushin/ Reuters

РЖД попросит у правительства дополнительные деньги на программу развития БАМа и Транссиба - еще 16 млрд руб., рассказали «Ведомостям» два источника, близких к рабочей группе по реализации проекта. Эти средства позволят увеличить пропускную способность путей и вывезти дополнительные 39,3 млн т грузов с Кузбасса до 2020 г. Представитель РЖД подтвердил, что монополии нужны 16 млрд руб. под этот проект. Один из участников рабочей группы предположил, что дополнительные деньги на развитие БАМа и Транссиба РЖД может попросить в среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Федеральный чиновник подтвердил, что в среду состоится совещание по ходу реализации программы БАМа и Транссиба.

В середине 2013 г. правительство и РЖД согласовали объем инвестиций в развитие БАМа и Транссиба в размере 562 млрд руб. Из них РЖД потратит 302 млрд руб., 150 млрд руб. монополия получит из фонда национального благосостояния, 100 млрд руб. - из бюджета. Инвестпрограмма рассчитана на перевозку дополнительных 55 млн т грузов до 2018 г. Но этот объем грузов - с угольных месторождений Дальнего Востока: Evraz (Тарыханское, Межегеское, Таежное), «Мечела» (Эльгинское, Краснояровское), «Норильского никеля» (Быстринское, Бугдианское), ТЭПК Руслана Байсарова (Элегестское) и др. Экспортные поставки угля с месторождений Кузбасса РЖД не учла.

Согласно программе развития БАМа и Транссиба до 2020 г. (внутренний документ РЖД, копия есть у «Ведомостей»), которую Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) разработал по заказу монополии, на увеличение пропускной способности путей для перевозки тех же 39,3 млн т с Кузбасса нужно было 464,7 млрд руб. (из них 433,2 млрд руб. - государственные средства). При этом 16 млрд руб. - только для развития Западно-Сибирской железной дороги (расширение участков Кузбасс - Междуреченск и Кузбасс - Мариинск). Общий же объем финансирования развития магистралей оценивался ИЭРТ в 1,2 трлн руб. (с учетом 562 млрд руб., выделение которых уже согласовано правительством и РЖД). Почему РЖД снизила потребность в инвестициях в расширение путей для перевозки 39,3 млн т угля с Кузбасса, представитель монополии объяснить не смог.

РЖД должна расширять подходы к Кузбассу за счет собственных средств и средств инвесторов, отмечает федеральный чиновник. Частные компании уже инвестировали в развитие инфраструктуры РЖД в обмен на тарифную скидку. Например, «Новатэк» вложил в железнодорожные пути на Ямале 30 млрд руб. Вкладывал в развитие путей железнодорожной монополии и «Сибур» (объем инвестиций не раскрывается).

Готовы ли грузоотправители (см. график) финансировать развитие пропускной способности БАМа и Транссиба, непонятно. Топ-менеджер одной из угольных компаний говорит, что РЖД может найти дополнительные 16 млрд руб. на БАМ и Транссиб за счет перераспределения уже выделенных денег с менее загруженных участков. РЖД прогнозирует, что к 2018 г. грузопоток к портам Дальнего Востока увеличится на 55 млн т в год и, исходя из этого, они верстали программу развития БАМа и Транссиба (на 562 млрд руб.). Но в отчете Deloitte по итогам аудита этого проекта говорится, что реальный грузопоток вырастет к этому сроку только на 30 млн т.

Другой, менее затратный вариант увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба - увеличение веса поезда на некоторых участках, полагает федеральный чиновник. По словам представителя РЖД, обсуждается увеличение веса поезда на БАМе - до 6300 т, на Транссибе - до 7000 т. Сейчас средний вес поезда на этих магистралях - 6000-6300 т. Вес поезда можно увеличить как за счет применения инновационных вагонов (с повышенной грузоподъемностью), так и увеличив число вагонов в составе, отмечает представитель железнодорожной монополии. Сейчас тяжеловесное движение есть уже на некоторых участках РЖД.

Представитель «Холдинга СДС» на вопросы не ответил. Представитель «Мечела» от комментариев отказался.