«Ашан» установил ценовой коридор

Антимонопольная служба выяснила, сколько платят «Ашану» его поставщики за участие в промоакциях. Одна и та же услуга может стоить и 700 000 руб., и 22 млн руб.
Максим Стулов/ Ведомости

На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) впервые опубликованы данные, показывающие, в какую сумму может обходиться поставщикам продуктов участие в промоакциях ритейлеров. Служба изучила, сколько заплатили поставщики молока и молочной продукции сети «Ашан» за услуги «по рекламированию товаров путем демонстрации образцов» (выкладка товаров в местах наибольшей проходимости), и пришла к выводу: разным поставщикам одна и та же услуга обходилась в суммы, различающиеся подчас на порядки.

Эти факты обнаружились в 2010 г. во время плановой проверки «Ашана», знает близкий к ФАС человек. Служба уже оштрафовала сеть Metro Cash & Carry на 126 млн руб. за создание дискриминационных условий для более чем 60 поставщиков рыбы, посчитав, что привязка стоимости услуг по продвижению продукта к товарообороту поставщика нарушает закон. Metro добилась отмены штрафа в суде, но апелляционная инстанция поддержала ФАС.

Так подробно, как в случае с «Ашаном», ФАС стоимость услуг ритейлеров еще не описывала.

Стоимость демонстрации образцов товара в «Ашане» зависит от масштаба акции («большая демонстрация», «большая демонстрация «День рождения Ашан», «точечная демонстрация») и от формата магазина (гипермаркет «Ашан», магазин меньшего формата «Ашан-сити»), следует из сообщения ФАС. В 2012 г. «большая демонстрация» в гипермаркетах обходилась в 10 000-45 000 руб. за разовое участие. Но если «Праксис-ово», «Ферэльгам» и птицефабрика «Сметанино» обходились минимальными 10 000 руб., то «Пармалат МК» - 15 000 руб. Та же услуга, но в «Ашан-сити» обошлась «Праксис-ово», «Валио» и «Ферэльгаму» в 5000 руб., а «Пармалат МК» - в 7500 руб. За участие в акции «День рождения Ашан» ритейлер в 2012 г. просил от 700 000 руб. до 22 млн руб. «Пармалат МК» заплатил 3 млн руб., Останкинский молочный комбинат и производитель сыров «Карат» - 2 млн, а «Балтком юни» - 700 000. «Точечная демонстрация» в «Ашане» и «Ашан-сити» стоила «Юнилевер Русь» 4000 руб., а «Пармалат МК» - 5000. Стоимость участия в этой акции варьировалась от 3000 до 15 000 руб. в магазинах «Ашан» и от 3000 до 10 000 в «Ашан-сити».

Такой же стоимость этих услуг сохранялась и в 2013 г., сообщает ФАС со ссылкой на данные «Ашана». Сеть ставила поставщиков в неравное положение, считает служба, и в декабре 2013 г. признала «Ашан» нарушителем закона о торговле, а в марте возбудила дело об административном нарушении и начала расследование (продлено до 30 апреля).

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за создание дискриминационных условий для поставщиков должностным лицам компании-нарушителя штраф от 20 000 до 40 000 руб., а юридическим лицам - от 2 до 5 млн руб.

Привязав стоимость маркетинговых услуг к товарообороту поставщика, «Ашан» хотел защитить малый бизнес, объясняет представитель сети Мария Курносова: «Были преференции небольшим поставщикам, которые не могут много денег платить за маркетинговый бюджет».

Опрошенные «Ведомостями» поставщики отказались комментировать стоимость услуг ритейлеров.