Электричество подорожает

Правительство обсуждает отмену одноставочного тарифа для предприятий, которые подключены к электростанциям напрямую. Это может принести «Россетям» как минимум 3,7 млрд руб. в год, а вот автозаводам придется доплатить
Расходы на электроэнергию для автозаводов могут вырасти/ З.Милявская/ Ведомости

Зато отмена одноставочного тарифа позволит заработать «Россетям»: в указанных регионах изменения принесут МРСК примерно 3,7 млрд руб. в год, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. «В условиях ограничений тарифов сетевые компании ищут новые источники финансирования без существенного изменения качества услуг. Но мы просим ведомства следовать принципу «не навреди» и позволить потребителям самим выбирать тариф», - говорит директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.

Правительство может запретить крупным потребителям, присоединенным напрямую к электростанциям, платить за передачу электроэнергии по одноставочному тарифу, эта идея сейчас обсуждается, рассказал «Ведомостям» участник обсуждения. О таком предложении на совещании ФСТ в пятницу говорил и начальник управления службы Максим Егоров (такой пункт содержится в его презентации, копия документа есть у «Ведомостей»). Представитель куратора ТЭКа Аркадия Дворковича вчера вечером комментировать эту инициативу не стал. Получить комментарии представителя правительства и Минэкономразвития не удалось. Их коллега из Минэнерго на вопросы не ответил.

Сейчас потребители, присоединенные напрямую к электростанциям имеют право выбора: платить одноставочный тариф (оплата по фактическому потреблению) или двуставочный (оплата ставки за содержание мощности и оплата потерь). В некоторых регионах они почти не отличаются, но иногда в двуставочный тариф местные регуляторы закладывают расходы промышленности на субсидирование населения и при смене тарифа стоимость передачи для предприятий может существенно возрасти, объясняет представитель НП «Сообщество потребителей энергии».

Проблема оплаты потребителями низкого одноставочного тарифа существует, подтверждает представитель «Россетей». Потребители, подключенные к электростанции и к сетям, фактически держат сети в резерве. Недополученная выручка в зависимости от регионов может составить от нескольких десятков миллионов до сотен миллионов рублей, некоторое время назад «Россети» направляли письмо об этой проблеме в Минэнерго, добавляет он. Массового роста тарифа на передачу для потребителей скорее всего не будет, так как подключенных напрямую к электростанциям предприятий не так много, говорит представитель партнерства. Существенный рост тарифов ждет предприятия автопрома: расходы вырастут в среднем на 25-30%. Например, «АвтоВАЗу» придется доплатить 380 млн руб. в год, группе ГАЗ - 340 млн руб., «Камазу» - 256 млн руб., говорит представитель партнерства со ссылкой на данные, представленные компаниями. «Такое повышение тарифов является критичным для экономики предприятия», - сказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. Его коллеги из «АвтоВАЗа», «Камаза» и УАЗа не ответили на запросы. По данным предприятий, существенный рост расходов на передачу может произойти в Удмуртии, Татарстане, Башкирии, Челябинской, Свердловской, Самарской, Ульяновской, Ярославской, Тюменской и Нижегородской областях, говорит представитель партнерства. Автомобильная отрасль - не в лучшей ситуации: в прошлом году продажи существенно упали и снижение продолжается, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Повышение расходов на электроэнергию будет для автоконцернов неприятным сюрпризом, но к критическим последствиям не приведет: в себестоимости расходы на электроэнергию занимают всего 1-2%, объясняет он.