Комические прибыли

В списке самых успешных российских фильмов прошлого года снова преобладают комедии. Бюджеты комедий невелики, их продюсеры меньше рискуют
Кадр из фильма «Горько!»/ kinopoisk.ru

В прошлом году только восемь из 90 отечественных фильмов окупились за счет проката в России и СНГ (кроме Украины), подсчитала аналитическая компания Movie Research. В 2012 г. таких фильмов было 11 из 86. Компания не учитывала доходы от проката на других территориях, а также от продажи DVD, телеправ и прав на онлайн-просмотр.

Самой успешной картиной Movie Reaserch назвала «Елки-3» от кинокомпании Bazelevs (см. таблицу): доход продюсеров только от проката составил почти 380 млн руб., в 2,5 раза больше производственного бюджета.

Еще более эффективными оказались вложения Bazelevs в фильм «Горько!»: его кассовые сборы превысили производственный бюджет в 16,9 раза. Третье место в списке занял мультфильм «Иван Царевич и Серый волк - 2» от студии «Мельница» Сергея Сельянова. В 2012 г. другой мультфильм этой студии, «Три богатыря на дальних берегах», возглавил список самых успешных картин, доход продюсера тогда был вдвое больше (332,3 млн руб.).

В списке и этого, и прошлого годов явно преобладают комедии. Кроме «Елок-3» и «Горько!» это еще три картины компании Enjoy Movies: «Что творят мужчины», «Дублер» и «Остров везения». Снимать комедии явно дешевле, чем боевики и тем более блокбастеры. Кроме того, юмор очень национален, у каждого народа или страны он свой и зрители чаще всего предпочитают именно местные комедии, указывает один из продюсеров, поэтому отечественные комедии уверенно себя чувствуют в конкуренции с голливудскими. В 2012 г. тогдашний исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков даже заявил, что государству необходимо добиваться большего разнообразия в поддерживаемых из бюджета картинах, чтобы в них так явно не преобладали комедии.

Доход продюсера Movie Research определяет как 42,5% кассовых сборов за вычетом производственного бюджета. Другие 50% сборов - доля кинотеатров, а оставшиеся 7,5% - средняя комиссия прокатной компании. Но если вычесть из посчитанного Movie Research дохода продюсера еще и несколько миллионов долларов на продвижение, то часть картин, прежде всего комедий, из списка успешных выпадет, рассуждает руководитель крупной кинокомпании.

Соучредитель Enjoy Movies Гевонд Андреасян настаивает, что все картины, выпущенные в прошлом году компанией, окупились уже за счет проката в России: «У нас недорогие фильмы, и мы не так много вкладываем в рекламу».

Кроме проката в России у продюсеров есть другие источники дохода - прокат за пределами России, продажа телеправ и прав на DVD и онлайн-просмотр. Но таких данных продюсеры регулярно не сообщают, так что сложно вычислить, сколько отечественных картин окупилось на самом деле.

Прошлый год был удачным для российского кино. Два фильма - «Легенда № 17» и «Сталинград» - поставили рекорды по сборам, а «Сталинград» стал самой кассовой картиной года, обогнав все голливудские блокбастеры.

Доля русского кино в прокате выросла за год в деньгах с 13,8 до 18,2%. Это самый высокий уровень с 2009 г. Но если в 2012 г. больше 100 млн руб. в прокате собрали 25 отечественных картин, то в 2013 г. - только 15. У российских фильмов-лидеров оказался слишком слабый тыл из картин второго эшелона, указано в отчете Movie Research.

Тот же «Сталинград» действительно не окупился за счет проката в России, соглашается продюсер картины Александр Роднянский: «Все-таки у нас большой производственный бюджет, и прибыль мы начали получать уже на прокате на Украине и других территориях».

Представители Bazelevs и «Три тэ» (производитель «Легенды № 17») вчера не ответили «Ведомостям».