«Вымпелком» снова в минусе

Старания российского «Вымпелкома» по улучшению качества сети и клиентского сервиса пока не улучшили финансовые показатели компании. В I квартале 2014 г. выручка и EBITDA оператора ускорили падение
«Вымпелком» получает все меньше доходов/ М. Стулов/ Ведомости

Vimpelcom Ltd.

Международный оператор. Акционеры: Altimo - 47,85% голосующих акций, Telenor - 42,95%, остальное торгуется на биржах. Капитализация - $16,09 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2013 г.): выручка - $22,54 млрд, чистый убыток - $1,4 млрд.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

ыручка Vimpelcom ltd снизилась на 10% до $5,024 млрд, следует из отчета компании за I квартал 2014 г. Компания отчитывается в долларах, и на результат оказало влияние колебание валют на рынках, где она предоставляет услуги (см. врез). С поправкой на эти валютные колебания снижение выручки составило 5%, говорится в документе.

Второй квартал подряд падает выручка российской бизнес-единицы - на 6% до 66,15 млрд руб. А EBITDA «Вымпелкома» рухнула на 9,4% до 26,55 млрд руб., что привело к сокращению маржи по EBITDA c 41,8 до 40,1%. Также второй квартал подряд падает мобильная выручка «Вымпелкома» (на 3%), зато на столько же выросла выручка в фиксированном сегменте.

Гендиректор Vimpelcom ltd. Джо Лундер говорит, что результаты России не удовлетворяют компанию, но она считает текущую стратегию правильной и рассчитывает на то, что команде нынешнего руководителя российской бизнес-единицы Михаила Слободина удастся исправить ситуацию в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наибольшее влияние на результаты этого квартала в России оказала борьба с недобросовестными сервисами, навязываемыми контент-провайдерами, уверяют Лундер и Слободин. По словам последнего, продажа контента приносила раньше весомый вклад (какой именно - он не сообщил) в выручку оператора, но теперь компания начала активно противодействовать недобросовестным сервисам и предупреждать своих клиентов о платных услугах. Но, обещает Слободин, этот эффект на выручку «был временным» и вряд ли продлится долго.

Негативно на выручке сказалось и то, что количество мобильных абонентов оператора снизилось на 1% до 55 млн человек, признают Лундер и Слободин. Лундер говорит, что компании, «очевидно, придется много работать над привлечением новых абонентов», для этого «Вымпелком» в прошлом году значительно увеличил число собственных монобрендовых салонов - с 400 до 1200. Слободин напомнил, что оператор весь 2013 год работал над улучшением качества своей сети по всей России, активно инвестируя в строительство 3G-сетей, и рассчитывает, что в среднесрочной перспективе абонентская база вновь начнет расти. Ситуация исправится до конца 2014 г., надеется источник в «Вымпелкоме». Именно инвестиции в сеть и дистрибуцию привели к снижению EBITDA, говорится в отчете компании.

Удовлетворенность абонентов услугами «Вымпелкома» за 2013 г. драматически снизилась - на 20 п. п., говорит Слободин, ссылаясь на данные независимых исследований агентства маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research. Но чтобы клиенты почувствовали эффект от мер, предпринятых компанией для исправления ситуации, должно было пройти еще какое-то время. В I квартале 2014 г. компания впервые увидела улучшение показателя NPS (Net Promoter Score, показатель удовлетворенности абонентов) - по данным все той же Magram, в I квартале этот показатель вырос на 6 п. п.

Лундер отметил также, что мобильные операторы, на его взгляд, сейчас переживают непростой период: фактически из операторов, предоставляющих голосовые услуги, они превращаются в операторов, обеспечивающих передачу данных. Голос и sms будут стагнировать и наконец станут не более чем приложением к основной услуге - предоставлению доступа в интернет, считает Лундер. «Вымпелком» испытывает на себе эту тенденцию уже сейчас, отмечает он.

Инвесторы отреагировали на плохую отчетность Vimpelcom ltd. негативно - акции Vimpelcom ltd. (торгуется на NASDAQ) вчера после начала торгов упали в цене: к 12.10 по нью-йоркскому времени их стоимость снизилась на 5,57% до $7,8. А JPMorgan вчера понизил рекомендацию по ADR Vimpelcom с «держать» до «продавать», снизив прогнозную цену ADR с $11 до $9,3.

Показатели лояльности действительно оказывают влияние на выручку любой сервисной компании, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Однако он сказал, что эффект, как правило, рассчитан на долгосрочную перспективу. Впрочем, говорит Белов, инвесторов настораживает то, что с момента начала изменений в «Вымпелкоме» прошел почти год. Странно, что до сих пор они не оказали влияния на финансовые результаты.