Погоня за корпоративным клиентом

Количество корпоративных абонентов у операторов «большой тройки», по их данным, за год выросло на 10-20%. Рост всей абонентской базы за тот же период составил всего 4%
Российские мобильные операторы считают депутатов корпоративными клиентами/ Д. Абрамов/ Ведомости

По итогам первого полугодия 2014 г. количество корпоративных sim-карт «Мегафона» выросло за год с конца июня 2013 г. более чем на 10%, рассказал «Ведомостям» директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке «Мегафона» Влад Вольфсон. Выручка, по его словам, за тот же период выросла на 18%. Он объясняет это как увеличением количества клиентов, так и ростом выручки от передачи данных - за год количество корпоративных интернет-пользователей выросло на 25%.

«Мегафон» занимает третье место по выручке в корпоративном сегменте среди операторов «большой тройки»: МТС в первом полугодии 2014 г. занимала 36% этого рынка, на «Вымпелком» и «Мегафон» приходилось соответственно 29 и 27%, подсчитали аналитики «ТМТ консалтинга». Сотрудник одного из сотовых операторов утверждает, что «Вымпелком» занимает гораздо большую долю рынка, чем «Мегафон», и гораздо ближе к МТС, чем в приводимых «ТМТ консалтингом» оценках.

«Мегафон» выходил на рынок корпоративной связи последним, тогда крупные корпоративные клиенты работали с другими операторами и «Мегафон» ориентировался на малый и средний бизнес, говорит Вольфсон. В прошлом году тенденция изменилась: оператор полностью переделал тарифные линейки, модернизировал старые услуги и усилил сервис, добавил он. Также позитивную роль сыграло введение в России услуги перехода от оператора к оператору с сохранением абонентского номера (Mobile Number Portability, MNP): к «Мегафону» переходят крупные клиенты, радуется Вольфсон. В начале года примерно 10-15% новых корпоративных клиентов «Мегафона» воспользовались MNP, сейчас поток растет, отмечает Вольфсон. Во II квартале на долю оператора приходилось более четверти корпоративного рынка, компания приближается ко второму месту в «большой тройке» по этому показателю, добавил он.

«Вымпелком» с оценкой своей доли на корпоративном рынке «ТМТ консалтинга» не согласен: по оценкам оператора, на протяжении последних трех лет его корпоративный сегмент растет быстрее рынка, опережая конкурентов, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Лояльность корпоративных клиентов растет, что отражается на росте абонентской базы в сегменте: прирост абонентов составил за год более 20%, добавляет она. Количество перешедших к «Вымпелкому» корпоративных абонентов по всем регионам благодаря услуге MNP значительно превышает количество абонентов, ушедших от оператора со своими номерами. На московском рынке, который является ключевым для корпоративного сегмента, «Вымпелком» завоевал лидерство в конце 2012 г. и с тех пор уверенно продолжает наращивать свое преимущество, настаивает Айбашева. Москва приносит операторам львиную долю российской выручки («Вымпелкому» - около 40%, говорили его представители).

МТС является лидером корпоративного рынка, отмечает ее представитель Дмитрий Солодовников. Оператор обслуживает 40% корпоративных абонентов, говорит он. С июня 2013 г. по июнь 2014 г. количество корпоративных sim-карт в сети МТС увеличилось на 20% благодаря победам в крупных тендерах и росту переходов с использованием MNP, добавляет Солодовников. Количество обслуживаемых мобильной сетью МТС государственных учреждений и предприятий (они также считаются корпоративными клиентами) по сравнению с первой половиной 2013 г. увеличилось на 35%. Рост в сегменте крупного бизнеса за год составил около 5%, а в Москве - 14%, говорит Солодовников.

По данным аналитической компании AC&M Consulting, количество активных sim-карт в России за тот же период (с июня 2013 г. по июнь 2014 г.) увеличилось всего на 3,84%. Рост числа корпоративных sim-карт за год с конца I квартала 2013 г. по конец I квартала 2014 г., по данным исследования AC&M Consulting, сделанного в сентябре 2014 г. по заказу МТС (есть у «Ведомостей»), составил 7%.

Традиционно лидером в корпоративном сегменте была МТС, но в последние годы на нем активно играют «Вымпелком» и «Мегафон» и поэтому доли операторов постепенно выравниваются, рассказал гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он прогнозирует, что «Мегафон» и «Вымпелком» будут и дальше укреплять свои позиции, а вот МТС удерживать рыночную долю будет сложно. Рынок растет медленно (3-4% за полугодие) и MNP будет играть в этом сегменте большую роль, объясняет Анкилов.