Парашют свернут

Бывший президент «Ростелекома» Александр Провоторов решил вернуть госкомпании компенсацию за досрочное увольнение в марте 2013 г. на сумму 200 млн руб.
Президент «Ростелекома» Сергей Калугин (справа) не получит такую же компенсацию, как его предшественник Александр Провоторов (слева)/ Д. Абрамов/ Ведомости

Бывший президент компании «Ростелеком» Александр Провоторов, занимающий сейчас пост заместителя гендиректора «Т2 РТК холдинга» (СП Tele2 и «Ростелекома», работает под брендом Tele2), предложил «Ростелекому» вернуть «золотой парашют». Об этом топ-менеджер рассказал в интервью газете «Известия». Сейчас идет подписание сторонами соглашения о возврате, подтверждает представитель оператора Кира Кирюхина. Провоторов направил руководству «Ростелекома» письмо о намерении вернуть полученные средства, знает человек, близкий к одной из сторон соглашения.

Компенсацию в размере 200,88 млн руб. за досрочное расторжение контракта от «Ростелекома» Провоторов получил в марте 2013 г., когда совет директоров компании утвердил вместо него президентом компании Сергея Калугина. Сумма парашюта включала в себя зарплаты и премии, которые менеджер мог бы получить за два года работы в компании. Это решение оспаривали миноритарии «Ростелекома», позже к ним присоединилось Росимущество. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и апелляционная инстанция согласились с их доводами. Но в октябре 2014 г. кассационная инстанция отменила эти решения.

Провоторов в интервью объясняет решение тем, что был принят закон, регулирующий максимальный размер выплат при расторжении договоров топ-менеджеров с госкомпаниями. Формально к Провоторову этот закон не имеет отношения, так как он был принят после его ухода из «Ростелекома». Тем не менее топ-менеджер решил вернуть деньги, сказал он «Известиям».

Провоторов вернет почти всю сумму - за вычетом выплаченных им налогов и той суммы, которая была бы положена ему по новому закону (см. врез), говорят люди, близкие к сторонам соглашения.

Компенсацию Провоторов пообещал потратить на благотворительность. Но, по его словам, не сделал этого из-за иска. Он надеется, что теперь это сделает «Ростелеком». В соглашении нет ограничений по использованию этих средств, говорит Кирюхина. Впрочем, она не исключает, что деньги могут быть потрачены в том числе и на благотворительные проекты.

В иске миноритарии требовали признать незаконным решение совета директоров, замечает один из истцов - Виктор Савченко. Поэтому в любом случае, по его словам, они будут оспаривать решение кассации в Верховном суде. Один из доводов миноритариев состоял в том, что в контракте президента установлен только максимальный размер премии, а ее конкретный размер устанавливает совет директоров на основании достижения показателей, объясняет второй истец, Олег Ашурков. Соответственно, без решения совета директоров Провоторов не мог получить премии за два года вперед, а совет не имел права принимать такого решения, считает он. Ашурков полагает, что, возвращая деньги, Провоторов косвенно признает риск того, что они могут быть истребованы.

Трудовое законодательство не регулирует возможность добровольного возврата денег работодателю, ведь трудовые отношения уже прекращены, говорит юрист фирмы «Юст» Владимир Старовойтов. При этом возврат «золотого парашюта» «Ростелекома» не исключает наличие убытков. Но если Верховный суд признает решение совета директоров недействительным, убытки можно будет взыскать с лиц, которые их причинили, т. е. с членов его совета директоров, замечает он.