Фредерик Мазелла: Интервью - Фредерик Мазелла, основатель и гендиректор Blablacar

Создатель крупнейшего в Европе стартапа, соединяющего водителей с попутчиками, не боится развивать бизнес в России и на Украине, несмотря на все риски 2014 г.
Official Leweb Photos

У французского предпринимателя Фредерика Мазеллы был шанс стать профессиональным музыкантом: в юности он получил приз на фортепьянном конкурсе в консерватории Ла-Рошели, а в 2005 г. он, уже поработав в NASA, прошел в финал конкурса для молодых талантов французского рок-журнала Inrockuptibles. Как признавался Мазелла позднее в интервью Le Monde, тогда он загадал: если его песню включат в финальный диск, он окончательно обратится к музыке. Но поскольку этого не произошло, на следующий год Мазелла основал сайт covoiturage.fr, из которого выросла международная интернет-компания Blablacar - крупнейший оператор совместных автомобильных поездок на дальние расстояния в Европе. Эта идея возникла у него, еще когда он учился в Стэнфорде и пользовался автостопом, а окончательно сформировалась в 2003 г., накануне Рождества, когда он собирался к родственникам в Вандею и мог уехать из Парижа только поездом в 5 утра за 115 евро. «Я сказал себе: поезда полные, а машины пустые. Вот способ сделать такую штуку, чтобы к тому же избегать излишних трат, которые я ненавижу». Так появился стартап, который только за последние два года привлек $110 млн от частных инвесторов и превратился в один из символов sharing economy - «экономики совместного потребления» (благодаря чему Мазелла оказался на Форуме позитивной экономики в Гавре, где мы с ним и встретились). Сегодня у Blablacar уже 10 млн пользователей в 13 странах, в том числе около миллиона в России, куда компания пришла только в этом году - как, кстати, и на Украину.

1999

консультант в Blue Pumpkin Softwares, затем научный сотрудник Biocomputation Center при Стэнфордском университете

2000

научный сотрудник NTT в Японии, а затем - NASA в Калифорнии

2002

руководитель проекта в Kabira Technologies (Париж)

2006

основал интернет-компанию Blablacar и с тех пор является ее президентом

Comuto S.A

оператор сервиса blablacar.com. Инвесторы проекта: Accel Partners, ISAI, Lead Edge Capital, Index Ventures. Финансовые показатели не раскрываются. Компания основана в 2006 г. Фредериком Мазеллой, Францисом Наппезом и Николасом Брассоном. Сервис поиска попутчиков работает в 13 странах (в феврале 2014 г. вышел на российский рынок), у него более 10 млн пользователей. Первая волна райдшеринга (от англ. ride - «поездка» - и share - «делиться») возникла в 1942 г., когда в США резко возросла цена на бензин, а людям надо было как-то передвигаться по стране. Вторая волна пришлась на кризис 1990-х гг. Тогда водители пытались хоть как-то сократить траты на поездки, подбирая попутчиков. В середине нулевых возникла третья волна райдшеринга, когда поиск попутчиков перешел в интернет.

- Вы запустили российский и украинский бизнес в этом году. Довольно рискованное решение.

- Почему рискованное?

- Ну ведь на Украине гражданская война, и Россия в нее вовлечена.

- Мы сегодня больше фокусируемся на России. Как и в России, на Украине мы запустились совсем недавно, но основные усилия у нас направлены на формирование российского рынка.

- Тем не менее перед нашим интервью я посмотрела украинский сайт Blablacar, и там было доступно 1400 водителей в разных городах - в Днепропетровске, Одессе, Киеве. Совсем неплохо для начала.

- Из одной только Москвы у нас сегодня доступно порядка 1700-1800 поездок на ближайшие дни. Про украинскую статистику не могу сказать точно, наша команда базируется в Москве, и ее работа направлена в первую очередь на развитие именно российского рынка.

- Сколько человек работает в вашей команде?

- В российском офисе шестеро, все они русские, но двое из них русско-украинского происхождения.

- Каковы ваши инвестиции в российский рынок?

- Не могу дать вам точную цифру. Все, что могу сказать, - если в Восточной Европе мы сильно растем с помощью Facebook и Google, в России это происходит через «В контакте» и «Яндекс», это наши главные партнеры с точки зрения роста на российском рынке сегодня.

- Какие перспективы для российского рынка вы видите?

- Сегодня у нас в России около 1 млн пользователей - всего через несколько месяцев после прихода на этот рынок. Можно констатировать, что цены на поездки, которые предлагаются в российской сети Blablacar, в 1,5-2 раза ниже, чем на общественном транспорте. Например, вы можете добраться из Москвы в Санкт-Петербург или Минск за 800 руб., а в Нижний Новгород за 450 руб. Вообще, в России у нас два главных полюса - на западе это Москва и Санкт-Петербург, а на востоке - Новосибирск и Красноярск. Вокруг этих городов и между ними формируется основная масса поездок. Эти направления очень востребованы. Вдобавок летом у нас очень много поездок в южном направлении, например в Сочи: из Москвы туда ежедневно отправляется сотня водителей, для пассажиров поездка обходится в 1600-2000 руб. - вдвое-втрое дешевле, чем на поезде.

- Считается ведь, что в России не так уж высок уровень взаимного доверия. Как же вам удается так быстро развиваться?

- Во-первых, в России люди гораздо проще относятся к поездкам с частными водителями. Во Франции вы не можете, выйдя на улицу, поднять руку, чтобы поймать частника, да и во многих других странах так тоже не получится. В России же запросто, с этой точки зрения у вас уникальная страна.

Во-вторых, мы тут запустили в интернете инициативу по исследованию взаимного доверия www.betrustman.com. И в России, как выяснилось в результате наших исследований, у людей достаточно высокий уровень доверия к тем, кого они видят в первый раз, - по крайней мере, достаточно высокий для того, чтобы вместе поехать на автомобиле. По факту оказалось, что все эти рассказы про закрытость людей в России по большей части лишь стереотипы. Поведение наших пользователей из России ничем принципиально не отличается от других стран. А вот еще интересное наблюдение: оценки мобильного приложения Blablacar в Google Play и AppStore одни из самых высоких именно от российских пользователей, это много о чем говорит. Люди с удовольствием пользуются сервисом.

Кстати, мы замеряли уровень доверия людей к разным социальным категориям - соседи, коллеги, друзья, родственники - по шкале от 0 до 5. Выяснилось, что уровень доверия к коллегам и соседям - на уровне от 3,6 до 3,8, к членам семьи и друзьям - 4,7. А потом мы спрашивали, какой уровень доверия у людей возникает к незнакомым людям, информация о которых была отобрана по нашей модели D.R.E.A.M.S - сюда входят открыто декларируемые сведения, рейтинги, информация о соблюдении взаимных обязательств и активности в сети (отвечает ли человек на сообщения, как часто и когда заходит в сеть), модерация и доступ через социальные сети. Оказалось, что, если респондент видит всю эту информацию, уровень доверия к незнакомцам у них составляет 4,17 - больше, чем доверие к коллегам и соседям, и не так далеко от членов семьи и друзей. А значит, на основе такой информации можно развивать инновационный бизнес, связанный с контактами между незнакомыми людьми, такой как Blablacar.

- Это средние показатели для всех стран, в которых вы работаете?

- Это результаты исследования, которое мы проводили в странах Западной Европы. Российское исследование пока продолжается, его результаты будут доступны для всех, как я надеюсь, в начале 2015 г.

- Мне лично нравится ваша модель бизнеса, вообще сам вид социального сервиса, который вы придумали. Но я не решаюсь им пользоваться, так как воображение сразу подсовывает мне ужасные сценарии - допустим, маньяк убивает пассажиров или водителей, модераторы Blablacar об этом ничего не знают, и жертвы все множатся... Конечно, это фантазии, но предусмотрена ли у вас защита от таких гипотетических рисков?

- Мы учитывали все это, когда конструировали элементы сети, на основе которых человек будет принимать решение, ехать ли ему с тем или иным водителем или пассажиром. Риск здесь такой же, как в случае, когда вы едете на вокзал, выходите в магазин за покупками или заказываете такси, - опасности тут не больше.

- Это разные вещи. Службы заказа такси несут ответственность, отбирая водителей и контролируя отзывы пассажиров о них. А вы-то нет.

-Наш сервис для частных лиц, и мы собираем всю персональную информацию о них в целях идентификации. Это и номер мобильного телефона, и данные банковской карты. И эта информация доступна всем пользователям, не только модераторам. Хотя в России пока нет идентификации по банковским картам - мы не принимаем здесь банковские платежи, есть только идентификация по мобильному телефону. Но в целом в нашей сети все пользователи идентифицированы, анонимов нет. Кроме того, вы всегда можете прочитать о водителях отзывы тех пассажиров, которые с ними уже ездили. В общем, если кто-то захочет совершить какой-то акт насилия, о котором вы говорите, он не к нам пойдет в первую очередь. У нас все шаги пользователей отслеживаются, поэтому для преступников использовать нашу сеть было бы непрактично. На улице риск оказаться в подобной ситуации гораздо выше - никакой персональной информации о криминальном элементе у вас нет.

- Но все-таки, даже когда в России ловишь такси на улице, это поездка на несколько минут. А когда покупаешь поездку у вас, речь идет о междугородних маршрутах - это уже несколько часов. Риска для пассажиров больше.

- Ну почему же? Просто это непривычная модель транспорта, поэтому такие опасения и могут возникать. А во Франции, например, никому не придет в голову ловить случайную машину на улице, потому что люди боятся садиться к совершенно незнакомому водителю. Наши страхи всегда проецируются на что-то новое, именно так обстоят дела и в этом случае. Тем не менее у нас на сайте сегодня зарегистрировано уже более 10 млн участников, состоялось более 24 млн поездок во всех странах, где мы работаем [c 2009 г.]. Но я понимаю те страхи, о которых вы говорите.

- А вы лично часто пользовались таким способом передвижения?

- Да, конечно, если вы имеете в виду поездки на дальние расстояния во Франции. В других странах мне не доводилось пробовать. У нас на сайте есть разные уровни компетентности участников, и я, как все, начинал с «новичка», прошел через стадии «уверенного» и «эксперта» до «представителя» - это значит, у меня уже достаточно поездок для самого высокого статуса.

- А сейчас продолжаете пользоваться Blablacar?

- Ну да.

- Но вы ведь, очевидно, уже достаточно богаты, зачем же вам это?

- Просто так гораздо практичнее, чем на поезде. А это имеет значение даже для меня. Просто сел и поехал - не нужно делать пересадки на вокзалах, и стоит в два, три, а то и четыре раза дешевле, чем на поезде, особенно если покупаешь билеты в последний момент, по самому высокому тарифу. Сейчас я могу поехать на машине с попутчиками начиная от 5 евро, тогда как на поезде это стоило бы от 20 евро с человека.

- Это вообще французский феномен - такой способ путешествий?

- Определенно, началось это движение здесь. Трудно объяснить, почему так вышло. Возможно, дело и в стоимости билетов, и во всех этих забастовках SNCF (улыбается) - когда железнодорожники бастуют, совместные поездки на автомобиле становятся реальной альтернативой.

- Наверное, когда Air France бастует, тоже?

- Да, во время последней забастовки пилотов [в сентябре 2014 г.] посещаемость сайта заметно возросла. Забастовки на железной дороге и авиатранспорте увеличивают число посещений Blablacar на 20-40%.

- То есть вы уже превратились в конкурента SNCF.

- Да, мы это видим.

- И что об этом думают в SNCF?

- Они пытаются сами развивать такой же бизнес, как у нас. Уже купили небольшую компанию, которая организует совместные автомобильные поездки.

- Так, может, лучше вам привлечь их инвестиции?

- Думаю, было бы хорошо, если бы крупные французские компании инвестировали в небольшие. Во Франции это пока не очень распространено, то ли дело в Америке. К тому же SNCF - государственная компания, это еще сложнее.

- Кто же ваши нынешние инвесторы?

- Это глобальные фонды - Aссel Partners, который базируется в Сан-Франциско, Лондоне и Китае, и Index Ventures, швейцарско-американский фонд. Плюс с самого начала у нас были французские инвесторы из фонда ISAI, это наш бизнес-ангел.

- И какие средства вам уже удалось привлечь?

- Последние были в размере $10 млн в 2012 г. и $100 млн в 2014 г.

- На биржу планируете выходить?

- Почему бы и нет. Но пока нет необходимости - сейчас мы заняты поддержанием роста. Ни в 2014-м, ни в 2015 г. мы не собираемся размещать акции на бирже. В дальнейшем речь может идти либо об IPO, либо о выкупе компании. Какого-то жесткого плана у нас нет.

- Кто сейчас контролирует компанию?

- Контроль распределен между основателями и инвесторами.

- Вы же не единственный основатель?

- Вначале я создавал компанию в одиночку, потом ко мне постепенно присоединились еще два соучредителя, а затем инвесторы.

- Что вы думаете об украинском рынке?

- Выглядит многообещающе, если учесть, что население страны - более 40 млн человек. Кроме того, в России и на Украине мы предлагаем в том числе и направления, по которым не ходят поезда. Такой потенциал существует и в других странах Восточной Европы.

- А как вы зарабатываете деньги на российском и украинском рынках? Вообще, в какой момент у вас в принципе происходит монетизация?

- Сейчас все услуги Blablacar в России и на Украине бесплатны для пользователей. В Западной Европе действует система комиссий: например, если водитель продает места в своей машине за 20 евро, пассажир платит ему карточкой онлайн, а мы дополнительно берем примерно 2 евро комиссии - все просто устроено.

- А в России и на Украине почему вы этого не делаете?

- Потому что вначале нужно создать себе место на рынке.

- И когда же ваш сервис станет здесь платным?

-Дата не определена, это не зависит от меня лично - возможно, через 3, 6 или 12 месяцев, это будет зависеть от многих факторов.

- Вашу бизнес-модель копируют?

- О да, очень активно и повсюду: уже существует 200 аналогичных сайтов. Каждый день появляются новые копии.

- Какова ваша предпринимательская стратегия - работать над тем, чтобы однажды продать очень дорого вашу компанию, как основатели Facebook, или создавать разные стартапы?

- Я хотел бы занять свое место в экономике совместного потребления с этой компанией. Не исключено, что буду заниматься и другими проектами такого рода.

Гавр