Цены на Lada поехали

Следом за иностранными иномарками дорожает и российская Lada - в среднем на 9%. «АвтоВАЗ» ссылается на падение рубля: около 20% комплектующих для Lada - импортные
Максим Стулов/ Ведомости

Рекомендуемые розничные цены на Lada с 15 января вырастут в среднем на 9%, объявил вчера «АвтоВАЗ». Больше всего подорожает Lada Largus «универсал» (на 13,1%, цены будут начинаться с 444 000 руб.), меньше всего - Lada Granta «лифтбек» (+5,4%, минимальная цена увеличится до 332 800 руб.). Минимальное удорожание Granta «АвтоВАЗ» объяснил желанием сохранить «передовые позиции» этой модели: по итогам 11 месяцев 2014 г. это самая продаваемая машина в России, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Последний раз «АвтоВАЗ» повышал цены в марте 2014 г. - тогда автомобили Lada подорожали в среднем на 2,8%. Среди главных причин нынешнего подорожания - рост курса доллара и евро, объясняет компания. «Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», - приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова его президента Бу Андерссона.

Многие зарубежные автоконцерны начали поднимать цены еще в ноябре - декабре 2014 г., когда рубль начал дешеветь особенно стремительно. На этом фоне удорожание автомобилей Lada можно назвать умеренным, замечает один из дилеров «АвтоВАЗа»: к примеру, автомобили Daewoo в декабре подорожали примерно на 30%. В январе 2015 г. рост цен на иномарки продолжился: цены на большинство моделей пересмотрели Hyundai (в среднем +4%), BMW (примерно +5%), а Toyota повысила их сразу на 20% (а на модель Highlander - даже на 30%) - правда, только на машины, выпущенные в январе. Причина та же - колебания курсов валют, объясняют представители компаний.

Осенью и в декабре 2014 г. российский автомобильный рынок, падавший с весны 2013 г., столкнулся с взрывным ростом спроса. С сентября стартовала госпрограмма утилизации автомобилей (скидка на новую машину при сдаче старой в утиль, или trade-in), а затем начал падать рубль, и люди ринулись в автосалоны, чтобы успеть купить автомобили по старым ценам. Из-за обвала рубля некоторые автоконцерны даже приостановили в декабре прием заказов до формирования нового прайса или стабилизации курса рубля. «АвтоВАЗ» же держал цены до последнего: в августе на Московском автосалоне Андерссон обещал, что они не увеличатся до конца года. В результате в декабре дилеры один за другим констатировали, что у них закончились все ходовые модели и модификации Lada.

Проблему усугубил «кризис поставщиков»: автозавод, весь прошлый год планомерно сокращавший производство из-за падения рынка, не смог быстро перестроить производственную цепочку под неожиданно возросший спрос.

У «АвтоВАЗа» больше возможностей сдерживать цены, чем у иностранных концернов, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, подавляющая часть используемых заводом комплектующих - местного производства. Средний уровень локализации автомобилей Lada, по данным компании, - 81%. Тем не менее полностью избежать повышения цен невозможно, признает он: из-за падения рубля, удорожания кредитов (после декабрьского повышения ключевой ставки ЦБ) и инфляции даже российские материалы и комплектующие все равно дорожают. Решений о дальнейшем повышении цен на автомобили нет, многое будет зависеть от сроков стабилизации курса рубля и цены на нефть, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу».

По итогам 11 месяцев 2014 г. продажи Lada в России сократились к аналогичному периоду годичной давности на 16% до 351 992 автомобилей, а общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей - на 11,6% до 2,22 млн, гласят данные АЕБ (данные за весь год ожидаются на этой неделе). В 2015 г. продажи легковых автомобилей могут сократиться на 10-40%, считает Удалов; на 15-20%, прогнозирует один из дилеров Lada. Российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров вчера высказал надежду, что падение будет не более серьезным, чем в 2014 г., поскольку российский рынок уже два года как падает.

Какой будет динамика продаж Lada в этом году, опрошенные «Ведомостями» эксперты предположить затруднились. Но доля «АвтоВАЗа» на рынке (по итогам 11 месяцев 2014 г. - 15,9%) скорее всего сохранится или даже увеличится, считают они. «АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить долю, сказал человек, близкий к компании.