В новый год с новыми ценами

УАЗ поднял цены на внедорожники и коммерческие автомобили на 3-5%. Один из основных конкурентов автозавода - китайская Great Wall в декабре повысила было цены, но потом передумала
В прошлом году с конвейера УАЗа сошло 54 000 машин/ М. Стулов/ Ведомости

ОАО «Ульяновский автомобильный завод»

Автопроизводитель. Основной акционер (данные компании на 31 декабря 2014 г.) - ОАО «Соллерс» (96,4%). Капитализация - 5,6 млрд руб. Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2014 г.): Выручка - 15,6 млрд руб., Чистая прибыль - 623,7 млн руб. Продажи (январь - ноябрь 2014 г., данные AEB): 42 623 автомобиля.

Новые цены появились на сайте УАЗа вчера. Повышение коснулось всего модельного ряда внедорожников и коммерческих автомобилей, в среднем они подорожали на 30 000-70 000 руб., или на 3-5%, говорит пресс-секретарь московского представительства завода Екатерина Дудыкина.

UAZ Patriot теперь стоит от 679 000 руб. в базовой комплектации (прошлогодняя цена - 649 000 руб.) до 800 000 руб. (версия Limited). UAZ Pickup в базовой комплектации стоит 669 000 руб., UAZ Hunter в базовой комплектации - 479 950 руб., а с турбодизелем - 570 000 руб., сказано на сайте компании.

Дудыкина объясняет подорожание «разницей курсов валют» и оно, по ее словам, «абсолютно адекватно сложившейся экономической ситуации». «В прошлом году как такового повышения цен не было, не считая вывода на рынок более дорогих рестайлинговых моделей», - напомнила Дудыкина. Оценить влияние возросших цен на спрос можно будет по итогам I квартала, говорит она.

УАЗ повысил цены очень умеренно, согласен аналитик ФК «Инстафорекс» Антон Фомин. Локализация комплектующих у ульяновских автопроизводителей довольно высокая - 85-90%, при этом основные поставщики находятся в Поволжье, в частности в Татарстане, Ульяновской и Самарской областях, говорит эксперт. Такой рост цен вряд ли серьезно отразится на конкурентоспособности УАЗа на российском авторынке, добавляет Фомин. Ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов также считает повышение цен на «УАЗы» адекватным. По большинству моделей Great Wall повышение цен (в процентном соотношении к предыдущим ценам) больше, чем у УАЗа, отмечает он. В годовом отчете УАЗа компания называет Great Wall основным конкурентом по ключевым моделям: в противовес UAZ Patriot и UAZ Pickup китайский автопроизводитель продает кроссовер Hover и пикап Wingle. Конкуренты старого легкового ряда и UAZ Hunter - Chevrolet Niva и Lada 4x4 (ВАЗ-21214, ВАЗ-2131; подробнее о повышении цен на вазовские автомобили - на стр. 11). Основные конкуренты в классе пикапов (UAZ Pickup) - опять таки Wingle от Great Wall. В классе LCV & MPV (сегмент коммерческих автомобилей) ульяновский завод борется за рыночные позиции с флагманами ГАЗа «Газелью» и «Соболем».

«Известия» 10 декабря сообщали со ссылкой на официальных дилеров Great Wall, что цены на марки «доступной категории» от 500 000 до 900 000 руб. выросли с начала месяца в среднем на 60 000 руб., причем за это короткое время их поднимали дважды. А в автосалонах «Ирито» изданию рассказали, что менее популярные марки подорожали не так сильно: на дизельные машины (Hover H5) - на 30 000 руб., на пикап (Wingle 5) - на 20 000 руб. (подробнее см. врез).

Однако уже в конце декабря Great Wall совершила обратный маневр. Компания решила понизить цены на автомобили в России на 30 000-120 000 руб. в зависимости от модели, говорит директор аналитического отдела инвестиционно-консалтинговой компании «Доверие» Нарек Авакян. Сделано это было, по его словам, с целью в дальнейшем захватить большую долю по мере восстановления российского рынка. Но китайские автомобили по сравнению с уазовскими не являются конкурентоспособными в текущих условиях, поскольку никогда не отличались высоким качеством, а из-за девальвации рубля, скорее всего, еще и подорожают все же на 20-25%, уверен Авакян.

Базовая модель полноприводного Great Wall H3 стоит сейчас от 849 000 руб., обновленный пикап Wingle 5 - от 734 000 руб., указано на сайте «Ирито».

Поскольку дорожают все уазовские модели, текущая структура продаж сохранится, прогнозирует Тимерханов. Однако, продолжает он, ситуация, которая сложилась на рынке в 2014 г., вынудила ряд производителей пересмотреть производственные планы. У «Автостата» пока нет информации по УАЗу на 2015 г., но вполне вероятно, что производственный план сократится, говорит он.

В понедельник «Интерфакс» со ссылкой на правительство Ульяновской области сообщил, что в прошлом году УАЗ снизил производство на 14% к 2013 г., выпустив 54 000 автомобилей. Областные власти обещают помочь УАЗу госзаказом, но его объем на 2015 г. не назвали, передает агентство.

«Для УАЗа особых изменений в 2015 г. не ожидаю: более-менее стабильная работа, поддержка со стороны госзаказов», - говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Его коллеги менее оптимистичны. Тимерханов считает, что продажи УАЗа упадут, а госзаказ может уберечь от еще большего падения продаж, но не станет действенной антикризисной мерой. Госзаказ и импортозамещение должны оказать некоторую поддержку компании, однако существенно улучшить ситуацию это не сможет, согласен Фомин из «Инстафорекса».

«Для улучшения показателей необходимо либо восстановление рынка, чего не предвидится в ближайшие кварталы, либо освоение экспортных направлений сбыта продукции. С учетом того что долларовые цены на автомобили значительно снизились, на экспортном направлении бизнеса у компании [УАЗа] будет значительное преимущество», - считает Фомин.