Финская Kesko может приостановить развитие в России

Из-за падения спроса, неопределенности в экономике и возросших политических рисков
Чиновники в России мешают работать финской Kesko/ Е. Егоров/ Для Ведомостей

Коррупция, непредсказуемость официальных лиц, неожиданные изменения законов и операционной среды осложняют ведение бизнеса в России, пишет финский холдинг Kesko в отчетности за 2014 г. Кроме того, в стране высокий уровень неопределенности вокруг экономики, падение цен на нефть в прошлом году сократило доходы бюджета, зато политические и страновые риски за этот же период значительно выросли. Kesko приостановит развитие в России, если эти факторы и дальше продолжат влиять на операционную деятельность, уточняется в документе.

В России Kesko работает уже 20 лет, компания начинала с оптовой торговли стройматериалами. В 2005 г. холдинг купил розничную сеть магазинов стройматериалов и товаров для дома «Строймастер» в Петербурге, которая позднее была переименована в «К-раута». Сегодня Kesko продолжает развивать в России «К-раута» (13 магазинов, из них семь в Петербурге, остальные в Центральном регионе), продовольственные гипермаркеты «К-руока» (пять торговых точек) и магазины спорттоваров «Интерспорт» (19). Год назад, в феврале 2014 г., финский холдинг решил ежегодно тратить 100 млн евро на развитие в России, в результате по итогам 2017 г. совокупные продажи должны были превысить 1 млрд евро, говорилось в отчете Kesko за 2013 г. Развитие продуктового направления компания называла приоритетным, а Россию - ключевым регионом: к концу 2015 г. сеть «К-руока» должна была вырасти вдвое - до 10 гипермаркетов. Сеть «К-раута» в ближайшие годы должна была вырасти до 30 гипермаркетов, в основном за счет экспансии в Московском регионе, ожидала компания.

Однако 2014 год внес коррективы в планы компании (см. врез). Девальвация рубля привела к снижению спроса, покупательной способности и рентабельности, а также к повышению расходов на хеджирование рисков, указывает Kesko в отчетности за 2014 г. Отдельно компания подчеркивает: девальвация рубля негативно повлияла на динамику общей выручки холдинга: за этот период она сократилась на 2,6% до 9,07 млрд евро, прибыль - на 41% до 108 млн евро. В общей структуре выручки концерна на Россию пришлось около 4,5%.

Оптимизация по-фински

В июле 2014 г. Kesko изменила прогноз по продажам для «К-раута»: вместо ранее планируемых продаж в 800 млн евро к 2017 г. теперь ритейлер намерен получить 500 млн евро. Также финская компания продолжает оптимизировать сеть «Интерспорт»: в 2014 г. ритейлер закрыл два магазина из 21.

Другой финский ритейлер - Sok Retail International - уже приостановил развитие продуктовой сети Prisma в России и странах Балтии, решив повышать эффективность 19 существующих магазинов, говорил в декабре 2014 г. в интервью «Ведомостям» президент компании Веса Пуннонен. Он отмечал тенденцию снижения сопоставимых продаж в октябре - ноябре 2014 г.: «Люди стали меньше тратить».

Город сотрудничает с ООО «Кеско фуд рус» (управляет сетью «К-руока»), говорится в ответе комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга на запрос «Ведомостей». Например, между городом и сетью подписано соглашение по вопросам предотвращения необоснованного роста и стабилизации розничных цен на социально значимые продовольственные товары, уточнил представитель комитета.

Kesko Corporation

Ритейлер Крупнейшие акционеры (данные Bloomberg на 9 февраля 2015 г.): The K-Retailers' Association (5,31%), Vahittaiskaupan Takaus Oy (5,11%), Kruunuvuoren Satama Oy (5,04%), 72,47% акций - в свободном обращении. Капитализация - 3,1 млрд евро. Финансовые показатели (2014 г.): выручка - 9,1 млрд евро, чистая прибыль - 108 млн евро. Компания основана в 1940 г. в Финляндии. Управляет магазинами по продаже продуктов питания, товаров для дома, автомобилей, универмагами в Скандинавии, Прибалтике, России и Белоруссии. Общее число магазинов - около 2000 (на конец 2014 г.).

Источник в Смольном говорит, что город всегда более чем лояльно относился к этому финскому инвестору. Он предполагает, что с трудностями компания могла столкнуться на местном уровне при строительстве одного конкретного магазина.

Давление на бизнес со стороны властей было всегда, бизнес привыкает к этому с открытия первого магазина, говорит топ-менеджер петербургского DIY-ритейлера. Правда, по его словам, продажи, в частности «К-раута», начали сокращаться еще в 2013 г., а их собственные проблемы лишь усилились на фоне общеполитических и макроэкономических событий.