Отгрузки компьютеров в Россию в IV квартале 2014 г. упали на 32,2%

Поставщики подготовились к снижению спроса в 2015 г.
С.Портер/ Ведомости

В IV квартале 2014 г. на российский рынок было отгружено на 32,2% меньше настольных компьютеров и ноутбуков, чем годом ранее. Об этом говорится в сообщении аналитической компании IDC. Поставки упали из-за ожидаемого снижения спроса на эти устройства в первом полугодии 2015 г., объяснила старший аналитик IDС Наталья Виноградова. В денежном выражении рынок сократился на 33,6% до $936 млн, следует из материалов IDC. Однако с учетом случившегося в IV квартале 2014 г. ослабления рубля по отношению к доллару (на 30,73% - исходя из среднего за квартал номинального курса ЦБ) в рублевом выражении рынок сократился приблизительно на 4%, подсчитали «Ведомости».

За весь 2014 год в Россию было поставлено на 22,7% меньше компьютеров, чем в 2013 г., сокращение рынка в долларовом выражении составило 32%, говорит Виноградова.

На IV квартал приходятся предновогодние продажи, однако если поставки настольных компьютеров в октябре - декабре по сравнению с III кварталом немного выросли (на 4%), то поставки ноутбуков упали - на 31%.

Спрос на персональные компьютеры падал весь год, но в IV квартале он ускорился. По данным IDC, в октябре - декабре на российский рынок было поставлено 1,02 млн ноутбуков - на 40,4% меньше, чем в IV квартале 2013 г. Кварталом ранее снижение поставок ноутбуков составляло 18,3%. Поставки настольных компьютеров сократились на 18,6% до 833 000 штук, тогда как в III квартале снижение составило 10,4%.

По итогам IV квартала лидером рынка стала Hewlett-Packard (15,3% всех поставок ноутбуков и настольных компьютеров), а бывший лидер Lenovo занял второе место c 14,8% рынка (см. график).

Действительно, Lenovo сократила поставки в Россию (а именно этот показатель считает IDC), говорит президент Lenovo в России Глеб Мишин. По его словам, из-за падения рубля рынок сократился и компания приняла решение распродавать остатки на волне новогоднего спроса, поскольку в январе ожидалось серьезное снижение продаж. Мишин доволен результатом - в декабре со складов дистрибуторов Lenovo распродала около 500 000 компьютеров. В январе же все дистрибуторы в России продали лишь около 50 000 ноутбуков всех марок, знает он.

В 2014 г. продолжили сокращаться продажи ноутбуков: в сравнении с 2013 г. рынок упал на 23% в штуках и на 14% в рублях, говорит директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Росли продажи только ультрамобильных ноутбуков с диагональю до 12 дюймов, говорит он. По словам Широкова, впервые с 2011 г. выросла средняя цена ноутбука, последние три года снижавшаяся. Сейчас она составляет 21 200 руб., что близко к цене 2009 г. По мнению Широкова, это связано с исчезновением сегмента нетбуков, которые перестали выпускать из-за активного замещения планшетами.

По итогам 2014 г. рынок уменьшился примерно на 20% в штуках и на 10% в рублях, соглашается с Широковым представитель «Связного» Мария Заикина. При этом в IV квартале 2014 г., по данным «Связного», было продано 1,7 млн ноутбуков и нетбуков на сумму 39 млрд руб., что больше аналогичного периода 2013 г. на 5% в штуках и на 15% в рублях, говорит она. Помимо традиционно высокого спроса, которым обычно отмечен предновогодний квартал, Заикина объясняет это тем, что на фоне снижающегося рубля покупатели рассматривали покупку дорогих устройств (среднего и высокого ценовых сегментов) как инвестицию. Однако ажиотаж конца 2014 г. не увеличил спрос на ноутбуки, который падает из-за популярности планшетов, замечает она.

Несмотря на стабилизацию мировых поставок компьютеров, российский рынок в 2015 г. продолжит падение, уверена Виноградова. Дело в том, что в I квартале 2015 г. у многих ритейлеров закончатся складские запасы устройств, которые сейчас продаются по старым закупочным ценам, говорит она. Если рубль продолжит слабеть по отношению к доллару и евро, то во II квартале потребители столкнутся с ростом цен на компьютеры, считает Виноградова. А потребители не готовы покупать компьютеры дороже 25 000-30 000 руб., считает она.

Прогнозируя рыночную ситуацию 2015 г., Мишин из Lenovo рассматривает два сценария. Более позитивный предполагает, что события будут развиваться по сценарию посткризисного 2009 года. Если к III кварталу экономика стабилизируется и поднимутся цены на нефть, то вместе с ростом реальных доходов населения (зарплат в долларовом эквиваленте) рынок ПК выйдет на показатели докризисного уровня, надеется он. Но если сохранятся высокий обменный курс и дешевая нефть, рынок сократится наполовину, полагает Мишин.