Moody’s: быстрого роста цен на нефть не будет

Аналитики агентства призывают страны-экспортеры сбалансировать бюджет при низких ценах на нефть
R. Saxon/ AP

«Цены на нефть не вернутся на прежний уровень, и чем дольше правительства нефтедобывающих стран будут отрицать новую реальность, тем страшнее будут экономические последствия», – уверены аналитики Moody’s. На своей пресс-конференции в декабре 2014 г. президент Владимир Путин заявил, что на фоне роста мировой экономики неизбежно вырастут и цены на нефть. Исполнение бюджета в этом году обеспечено резервным фондом (он почти полностью тратится за два года согласно бюджетным проектировкам. – «Ведомости»), говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров, а нужен сбалансированный бюджет при сценарии низких цен на нефть.

Быстрый рост цен на нефть (за февраль сорт Brent подорожал на 17% до $59) – временное явление, считают аналитики Moody’s. Их прогноз на 2015 г. – $55 за баррель, в 2016 г. нефть может подорожать до $65, в 2017 г. – до $72. В марте нефть уже начала дешеветь – цена Brent падала пять торговых сессий подряд (см. статью на стр. 11).

Снижение цен – структурное явление, говорится в обзоре Moody’s о нефтяных ценах. Спрос падает из-за торможения экономик еврозоны, Японии и Китая. Из-за низкого спроса на нефть к середине года ее коммерческие запасы могут достичь 2,83 млрд баррелей, подсчитали в Международном энергетическом агентстве. В последний раз такое было в августе 1998 г. Тогда баррель стоил $13,88, что эквивалентно $19,18 сегодня.

Сдерживает котировки и рост добычи сланцевой нефти в США с 3,5 млн баррелей в день в 2011 г. до 9,2 млн. Правда, из-за подешевевшей нефти с начала года в США на четырех крупнейших месторождениях сланцевой нефти сократилось количество буровых установок. В Баккене – со 163 до 111, в Игл-Форде со 188 до 157, в Ниобраре с 54 до 39 и в Пермиане – с 491 до 355, подсчитали в Morgan Stanley. Но технология добычи сланцевой нефти позволяет в очень короткие сроки останавливать производство при низких ценах и возобновлять при их росте, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Еще один фактор, пишет Mo­ody’s, – отказ Саудовской Аравии снижать уровень добычи ради стабилизации высоких цен.

Аналитики агентства призывают страны-экспортеры сдерживать рост расходов. В период высоких цен в 2011–2014 гг. расходы бюджетов нефтедобывающих стран росли очень быстро. Лишь у Кувейта и Туркмении бюджет на 2015 г. балансируется при цене $50, у большинства других стран – более $80 (см. график).

Защищен бюджет и у Саудовской Аравии, которая в последние 10 лет жила со средним профицитом в 10% ВВП. Благодаря этому правительство скопило $734 млрд, которых, по подсчетам Moody’s, хватит на 20 месяцев расходов прежними темпами. Даже при $40 за баррель резервный фонд страны сократится к концу 2015 г. до $523 млрд.

Сильнее всего дешевая нефть бьет по России, уверены в Moody’s. Экономика России в 2015 г. сократится на 5,5% и еще на 3% в 2016 г. Спад остановится лишь в 2018 г. Но дешевая нефть только усугубила кризис российской экономики, а не стала его причиной, ставят диагноз в Moody’s: виноваты политика властей и конфликт с Западом, которые привели к санкциям, оттоку капитала, страна оказалась в финансовой изоляции.