Герой «Духless 2» бросил отдых на Бали ради спасения России

Новая картина продолжила морализаторскую линию первого фильма
Герою Данилы Козловского было хорошо на Бали, но родина позвала в дорогу/ KINOPOISK.RU

Роман Сергея Минаева, популярный несколько лет назад, имел подзаголовок «Повесть о ненастоящем человеке». В новом фильме (сценарий которого написан уже не по роману, но при непосредственном участии Минаева) герой, Макс Андреев, не просто настоящий человек, но почти образец для подражания и пример для юношества. Покинув жадную циничную Москву и забросив карьеру топ-менеджера, он как бы отрекается от мира бездуховности, но, конечно, бездуховность не собирается его отпускать просто так.

Пережив нравственное перерождение на свалке и вернув себе настоящую любовь, герой Данилы Козловского, как и положено раскаявшемуся грешнику, в начале «Духless-2» попадает в рай на индонезийском острове Бали. Первые 15 минут картины он в основном рассекает по бирюзовому океану на белоснежном серфе, получившем название Tabula Rasa («Чистая доска»), общается с прекрасными девушками, пьет шампанское и ест первосортный свежайший кокос. Предыдущая его возлюбленная (Мария Андреева) осталась в Москве, но со своим трудным характером она все равно вряд ли вписалась бы в тот бананово-лимонный парадиз, в котором ныне безмятежно кувыркается Макс.

Судьба менеджера

Роман Сергея Минаева вышел в 2006 г. и неожиданно стал бестселлером – при этом автор отказался писать продолжение. Но экранизация книги, вышедшая шесть лет спустя, тоже стала большим кассовым хитом, и кинопродюсеры не смогли отказать себе в удовольствии продолжить историю героя. Несколько испортили им удовольствие и прокатные перспективы пираты, умудрившиеся выложить фильм на торрент-сайты за несколько дней до премьеры (аналогичные истории происходили в последнее время с «Левиафаном» и «Батальоном»).

Это все, конечно, ровно до тех пор, пока злобные индонезийские полицейские не находят в его доме солидную упаковку героина. Конечно, ее подбросили с целью отжать у Макса его прекрасный дом, а самого его зашвырнуть обратно в Москву: у силовиков созрели на молодого человека большие планы. Он должен внедриться в корпорацию «Росинновации» и выяснить, каким именно образом там воруют и разбазаривают государственные миллиарды. (И, естественно, цель тут не вернуть миллиарды государству, а скорее направить их в другое русло – в собственные карманы, заодно сбросив парочку врагов.) Силовики при этом выглядят не столько инфернально, сколько комически – среди этих персонажей выделяется прежде всего дородная младший советник юстиции Маслова (Кристина Бабушкина), которая обожает живопись, сочиняет стихи и вступает в неуставные отношения с непосредственным боссом. Разумеется, светлый ее образ не может не напомнить о Евгении Васильевой.

Но в общем-то в новом «Духlesse» сохраняется та патетика, которая отличала оригинал. Хоть одним из авторов сценария был Михаил Идов, автор превосходного иронического романа «Кофемолка», по интонациям это не очень похоже на «Кофемолку», да и вообще на комедию: герои слишком часто сбиваются на торжественные банальности типа «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах» и на цитаты из Салтыкова-Щедрина о том, что в России всегда будут пить и воровать, хоть через сто лет, хоть через двести. Даже герой Данилы Козловского получает шанс устроить полноценную истерику и начать громить офис только в финале – а до того в основном пытается усовестить окружающих его продажных людей.

Однако надеяться все равно есть на что. Как указывает второй по значению герой фильма – один из руководителей тех самых «Росинноваций», сыгранный сербом Милошем Биковичем, – Москва-красавица расцвела по сравнению с 2004 г., когда якобы все ходили в сером и не был еще достроен комплекс «Москва-сити» (который оператор Павел Капинос в прологе снимает прямо-таки с эротическим сладострастием и который в результате выглядит не менее впечатляющим, чем райские балийские джунгли). По-прежнему воруют, конечно, но это уже такой круговорот бабла и зла в природе, с которым можно бороться хотя бы в теории. До смешного доходит: никто не употребляет кокаин, не курит марихуану, не матерится – даже сексуальных партнеров тут тщательно отбирают. И в финале герой получает прекрасную альтернативу дауншифтингу на Бали (который, конечно, дело хорошее, но все-таки слишком безответственное и инфантильное). По предложению человека, сидящего в большой черной машине, – и нам всем легко догадаться, как зовут этого человека, это именно он в костюме Бэтмена в первом фильме уговаривал героя завязывать с анашой – Макс Андреев уходит в политику, чтобы наконец-то начать не на словах, а на деле обустраивать Родину-матушку. Надо думать, в третьем фильме в образе Бэтмена будет выведен он сам.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»