Минский процесс поскользнулся на карте

Украина предлагает отграничить Донбасс линией из закрытого протокола, повстанцы требуют списка городов и поселений
На сайте Верховной рады Украины опубликован проект постановления, определяющий территории Донецкой и Луганской областей, подпадающие под «особый режим управления»/ Михаил Почуев/ ТАСС

На сайте Верховной рады Украины опубликован проект постановления, внесенный президентом Петром Порошенко и определяющий территории Донецкой и Луганской областей, подпадающие под «особый режим управления». Согласно подписанным 12 февраля минским соглашениям это постановление должно было быть принято до 14 марта. Из текста проекта следует, что под этой территорией Украина подразумевает территорию, которая определялась как подконтрольная самопровозглашенным ДНР и ЛНР согласно приложению к минскому меморандуму от 19 сентября. Это приложение официально никогда не публиковалось, но обе стороны не раз упоминали о его существовании. Кроме того, Порошенко предложил изменить ст. 10 закона об особом порядке управления, указав, что введение такого порядка возможно только после проведения внеочередных «демократических и свободных выборов» местного самоуправления в соответствии с законами Украины. Сам закон был принят в октябре 2014 г., а в ноябре Порошенко подписал указ о внесении закона о его отмене, но отменяющий закон принят не был.

Лидер самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко назвал нарушением минских соглашений принятие любого документа, если он не согласован с ДНР и ЛНР (цитата по Донецкому агентству новостей). Спецпредставитель ЛНР в трехсторонней контактной группе Владислав Дейнего в разговоре с «Ведомостями» назвал постановление о территориях «абстрактным проектом», который идет вразрез с законами Украины. В нем должен быть перечень из 900 населенных пунктов, которые подпадают под его действие, иначе выборы провести невозможно, считает Дейнего.

Одна из главных проблем мирного процесса – отсутствие доверия и с этим ничего не поделать, говорит политолог Алексей Макаркин: в связи с отсутствием разделяющей силы, а ОБСЕ с этим не справляется, надеяться на улучшения не приходится: «Такое ощущение, что каждая из сторон пытается не просто получить побольше, а хочет переложить ответственность за неудачу на другую сторону. По сути, обе стороны ведут себя так». Вдобавок ко всему против мирного урегулирования играет и общественное мнение – в самопровозглашенных ДНР и ЛНР «многие приехали воевать не за Донецк и Луганск, а за великую Русь с Харьковом, Мариуполем и Киевом» и возмущены документом, где говорится, что они остаются частью Украины. А в правящей на Украине коалиции есть партии, резко настроенные против компромиссов с Востоком, говорит Макаркин.