Купить квартиру с прописанной родней продавца станет невозможно

После того как будет выполнена тяжелая работа по решению Конституционного суда
Конституционный суд потребовал обеспечить максимальную прозрачность информации о правах третьих лиц на отчуждаемые жилые помещения/ А.Астахова/ Ведомости

Конституционный суд потребовал обеспечить максимальную прозрачность информации о правах третьих лиц на отчуждаемые жилые помещения. Новые собственники должны быть в курсе того, какую недвижимость и с какими обременениями они приобретают. Сохранение обременений, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и совершение сделок с таким имуществом должны стать юридически невозможными, говорится в оглашенном во вторник постановлении суда по жалобе жителя Санкт-Петербурга Адама Богатырева. Он оспаривал положения закона, в соответствии с которыми граждане, прописанные в квартире до ее приватизации, сохраняют право пользования жильем даже в случае его продажи собственником.

Заявитель в ноябре 2012 г. приобрел на публичных торгах трехкомнатную квартиру в доме ЖСК, проданную за долги, после чего выяснил: дочь должников с двумя несовершеннолетними детьми сохранила право проживания в квартире, так как она еще в 1993 г. была включена в ордер на жилье.

Богатырев доказывал, что суды необоснованно приравняли права членов семьи прежнего собственника квартиры в ЖСК к правам лиц, проживавших в государственном фонде. Конституционный суд пришел к выводу, что это случилось не от хорошей жизни: закон вообще никак не определяет права членов семьи прежнего собственника жилья, который заложил квартиру и не выполнил свои обязательства по возврату долга. Соответственно, отсутствует и механизм защиты этих прав при обращении взыскания на жилье должника.

«Все проблемы породил наш законодатель», – констатировала судья – докладчик по делу Лариса Красавчикова. Теперь ему предстоит исправляться. До внесения изменений в законодательство члены семьи прежнего собственника, включенного в ордер, могут сохранить право пользования жильем с учетом фактических обстоятельств, решил суд.

Александр Кожевников из Национальной юридической службы говорит, что юристы и сейчас настаивают на изучении при покупке жилья договора о приватизации квартиры, где содержится информация о наличии такого рода обременений. Но не все продавцы жилья на это идут, а в открытом доступе такая информация отсутствует. Обеспечить свободный доступ к ней всех потенциальных владельцев – это огромная техническая работа, предупреждает юрист: нужно поднять и проанализировать все приватизационные сделки за последние 10 с лишним лет. К тому же далеко не всегда лица, имеющие определенные права, о них заявляют, добавляет Кожевников.