От редакции: Суетный олимп

За последние две недели возник целый набор серьезных конфликтов, которые, по мнению наблюдателей и чиновников, требуют вмешательства президента. Самый последний и яркий – спор вокруг слияния (или неслияния – уже непонятно) “Роснефти” с “Газпромом”. Учитывая уровень конфликтующих сторон, трудно предположить, что в этой истории удастся найти какого-то другого арбитра помимо Владимира Владимировича Путина.

Не менее серьезный конфликт – тянущееся давно, но перешедшее в публичную фазу противостояние премьер-министра Михаила Фрадкова с министрами экономического блока Алексеем Кудриным и Германом Грефом. Из чисто налоговой сферы противостояние перешло уже на все взаимоотношения этих чиновников. Так что исход спора представляется уже более важным, чем качество работы правительства.

Путину пришлось стать арбитром и в конфликте мэра Москвы Юрия Лужкова с правительством по поводу разграничения полномочий центра и регионов и монетизации льгот. И это только последние “арбитражи”, где необходимо вмешательство первого лица страны, а можно вспомнить еще реформу электроэнергетики, когда Путин подстегивал Фрадкова, и реформу “Газпрома”, которую президент, наоборот, тормозит по просьбе предправления компании Алексея Миллера. К “высшей политической власти” обращаются все – от “работников культуры” до представителей региональных СМИ.

Президент вынужден лично разрешать конфликты, приводящие к параличу государственной машины. Но успеть везде и быстро принять верное решение один человек просто не в состоянии. Отсюда либо задержки, либо ошибки, либо и то и другое вместе.

Это, по мнению экспертов, следствие моноцентрической системы власти, построение которой практически завершено в России.

В вертикаль де-факто встроены законодательная и судебная власти, региональные лидеры. Влияние ближайшего окружения – однокурсников и сослуживцев – ограничено постоянными конфликтами разных кланов внутри этого окружения. Ни один клан не может возобладать.

А наверху гигантской пирамиды власти стоит один человек – президент Владимир Путин. И именно он и только он имеет эксклюзивное право выступать арбитром в спорах своих подчиненных и соратников. Что и порождает проблемы. А весь набор проблем превращается в одну большую и системную – и она только обостряется по мере приближения к президентским выборам 2008 г.

В Европе и США конфликты в правительстве конечно же тоже возникают, но система такова, что вмешательство “арбитра” требуется очень редко. Многоуровневый контроль – со стороны независимого от исполнительной власти парламента, институтов гражданского общества и СМИ – сдерживает творческую активность властных органов. Даже если правительство сформировано парламентским большинством, то в случае “паралича” оно будет испытывать давление со стороны парламентариев – неэффективное и конфликтное правительство подрывает электоральные перспективы партии на следующих выборах. Законы о лоббизме цивилизуют процесс отстаивания интересов различных групп, позволяя сделать борьбу кланов более публичной. Нарушители правил попадают под огонь жесткой критики – не без помощи независимых СМИ. Наконец, немаловажную роль играет и класс профессиональных госслужащих – чуждых политической идеологии профессионалов в области госуправления, госфинансов и т. п., способных отстаивать свою точку зрения, не задумываясь о текущем политическом моменте.

Российскому же президенту, видимо, придется все больше времени и внимания уделять “арбитражу” – должность на олимпе, выделенная им самим для себя, оказалась весьма суетной.