От редакции: По рукам и ногам

Германия обрела наконец канцлера и правительство, но самое интересное только начинается. Немецкие избиратели вынудили своих политиков поставить эксперимент – может ли правительство, связанное по рукам и ногам, быть дееспособным. Не исключено, что на примере Германии можно будет изучать разрушительное влияние политики на программу экономических реформ.

Германия – крупнейшая экономика Евросоюза и зоны евро, страна с самым большим профицитом торгового баланса в мире (+$200 млрд). Очевидно, что ее успехи в значительной мере определяют экономические показатели всей единой Европы. Но темпы роста ВВП в Германии ниже, а уровень безработицы выше среднего для зоны евроуровня: 0,6% роста ВВП против 1,1% в зоне евро и 11,7% безработных в Германии против 8,6% в зоне евро. Стагнация немецкой экономики продолжается уже несколько лет: дело явно не просто в конъюнктуре – нужны структурные реформы, прежде всего снижение налогового и социального бремени бизнеса.

Перед сентябрьскими выборами правые (блок ХДС/ХСС) казались более предпочтительным выбором с точки зрения экономической политики. Хотя бы потому, что они прежде всего должны были коснуться рынка труда и урезать социальные гарантии работников. Пол Кирхофф, соратник Меркель и потенциальный министр финансов в правом правительстве, отстаивал революционную для Европы идею плоской шкалы подоходного налога.

Но главным препятствием для реформ стала не необходимость коалиции правых с левой Социал-демократической партией Германии, а боязнь политиков обеих ведущих партий Германии растерять сторонников из-за потенциально непопулярных и болезненных реформ.

Вспомним, что Кирхофф был вынужден подать в отставку еще до выборов из-за волны критики, обрушившейся на его идею в том числе и со стороны товарищей по партии. А пост генсека, второго человека в СДПГ, недавно заняла представительница левого крыла партии, считающего, что социал-демократы не должны отступать с позиций “народной” партии, защищающей интересы “простого человека”.

Неготовность и правых, и левых к решительным шагам и желание понравиться сразу всем, естественно, отразились и на программе коалиционного правительства, которое позавчера все же возглавила Ангела Меркель, став первой женщиной-канцлером в истории Германии и первым главой правительства из восточных земель.

Но ее программа крайне противоречива. Здесь есть шаги либеральной направленности: с шести месяцев до двух лет увеличен период, в течение которого работник может быть уволен по упрощенной схеме. Но сокращать бюджетный дефицит на $41 млрд будут не урезанием расходов правительства, а повышением НДС с 16% до 19% с 2007 г. Да, треть допдоходов от роста налога должна быть направлена на снижение налогов на зарплату (аналога нашего ЕСН). Но вместо плоского подоходного налога участники коалиции договорились до повышения верхней ставки подоходного налога с 42% до 45% для граждан с доходом выше 250 000 евро в год и семейных пар с суммарным доходом выше 500 000 евро в год. И в следующие четыре года запланированы госинвестиции в размере $29 млрд на развитие транспорта, науки и поддержку молодых семей – предполагается, что это может подстегнуть потребление и рост. При этом важнейшие структурные преобразования – реформы медицинского и социального обеспечения, дерегулирование рынка труда и налоговой системы – отложены.

Виновата здесь не политическая конкуренция, а политические страхи и популизм. Именно коалиция ведущих партий Германии, будь у них политическая воля, могла бы обеспечить необходимые реформы нужным уровнем легитимности. Но немецкие политики предпочли пойти путем наименьшего сопротивления.

Учитывая сложную конфигурацию правительства и реальную необходимость искать консенсус, их можно понять. Гораздо труднее понять остановку структурных реформ российскими властями, которым не приходится мириться с такой сложной политикой и составлять такие разношерстные коалиции. Виновата не сама политическая конкуренция, а страхи политиков и популизм.