От редакции: Всегда с тобой

В субботу Москва отметила очередной праздник – День города. По информации ГУВД, по всей Москве прошло около 3000 мероприятий, в которых приняли участие более 220 000 человек. Их безопасность обеспечивали 15 000 милиционеров, отсутствие дождя – 10 военных самолетов, постпраздничную ночную уборку территории – неустановленное число работников коммунальных служб. Из бюджета на празднование было выделено 13,45 млн руб. (в прошлом году – 11,5 млн руб.). Еще примерно столько же добавили спонсоры. В нынешнем году из-за Дня солидарности с жертвами терроризма празднование было сокращено с двух до одного дня.

Но это вряд ли сказалось на настроении москвичей и гостей столицы. Потребительский бум, продолжающийся в России, в Москве заметен особенно, в том числе в области празднования всего, что угодно. По оценкам экспертов, рынок услуг по устройству праздников растет ежегодно на 30–40% и в этом году превысит $600 млн. Основная часть оборота приходится именно на Москву. Объем московского ресторанного рынка в 2005 г. оценивался в $2–2,5 млрд. Новых ресторанов за год открылось более 300, рынок вырос на 15–20%. Любопытные оценки привела недавно газета La Repubblica: по данным Клаудии Д’Арпицио, партнера компании Bain & Co, объем московского рынка товаров класса люкс составляет 1,8 млрд евро, за ней с большим отрывом идет Петербург (300 млн евро). С 2000 по 2005 г. московский рынок роскоши вырос на 25%, а к 2008 г. предвидится рост еще на 20%. А ведь наши люди покупают не только в родной стране. Объем покупок русских туристов в магазинах Dolce & Gabbana в 2005 г. в Италии вырос на 37%, в Испании – на 71%, в Париже – на 25%. По подсчетам Д’Арпицио, в Москве к среднему классу можно отнести около 1,16 млн человек при общем населении 11 млн. Здесь проживают 33 евромиллиардера, тогда как в Нью-Йорке – всего 31.

По данным Мосгорстата, в первом полугодии 2006 г. среднемесячный денежный доход в расчете на душу населения составил 27 489 руб. Тот же показатель для всей России в июле – 9868,7 руб. (данные Росстата).

Согласно выкладкам московского правительства 61,2% расходов жителей столицы приходится на покупку товаров и услуг, 18,8% – на покупку валюты, 11,4% – на обязательные платежи и взносы, 8,6% – на сбережения.

Москвичи на практике реализуют то, что остальные жители России готовы сделать в своем воображении. Недавний опрос ВЦИОМ позволяет представить, как россияне распорядились бы миллионом долларов – если бы выиграли его. Среднестатистический россиянин половину денег (51%) сразу потратил бы на квартиру, машину, учебу, отдых, 27% отложил бы на черный день, 10% вложил бы в высокодоходные, но рискованные проекты и 11% направил бы на благотворительность.

Россияне продолжают жить одним днем, не слишком много думая о черном дне и не особенно надеясь на победившую стабильность. Москвичи в этом смысле отличаются от остальных лишь по количественным показателям – экономика города перегрета нефтяными деньгами.

Жизнь одним днем, вероятно, оправданна с точки зрения многих религий, но вряд ли – с точки зрения экономики. Да, потребительский бум сегодня обеспечивает экономический рост, и власти возлагают на него большие надежды: Минэкономразвития ожидает роста объема розничной торговли более чем на 12% по итогам года и дальше прогнозирует лишь некоторое замедление – с 10,5% в 2007 г. до 8,5% в 2009 г. Но одновременно существуют негативные тенденции – опережающий рост импорта и увеличение просроченной задолженности по кредитам. Более того, зависимость экономического роста от потребительской активности населения уменьшается – при сохранении бума в последние два месяца промышленность почти не растет. В этой ситуации одних правительственных молитв уже недостаточно, необходимы осознанные меры по стимулированию роста. Граждане могут себе позволить жить одним днем, правительство – нет.