От редакции: Цели и средства

Вчера вечером Грузия передала ОБСЕ четырех российских офицеров, арестованных на прошлой неделе и обвиняемых в шпионаже и террористической деятельности. Однако этот шаг вряд ли объясняется экономической блокадой, фактически объявленной Грузии Россией вчера утром. Все экономическое давление, которое может оказать Россия на соседа без значительных издержек для себя, будет иметь эффект едва ли не меньший, чем персональная война главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко с грузинской алкогольной продукцией и минеральной водой.

По данным Росстата, в 2005 г. объем российского импорта из Грузии составил $158 млн, а госминистр по вопросам экономических реформ Грузии Каха Бендукидзе оценил ущерб от деятельности Онищенко в $120 млн. По данным грузинской статистики, в 2005 г. ВВП Грузии составил $6,4 млрд, так что винное эмбарго стоило Грузии около 2% ВВП. Решение отказаться от закупок запчастей у Тбилисского локомотивного завода почувствует лишь сам завод – по данным источников в РАО “РЖД”, объем закупок составляет $7 млн. Но если Россия решится на полное блокирование остатков импорта, это отберет у Грузии менее 1% ВВП. К тому же Грузия научилась замещать давнего торгового партнера другими. По данным грузинского департамента статистики, экспорт в Россию упал с $43 млн в I квартале до $10 млн во II. При этом общий экспорт вырос с $221 млн до $249 млн, а экспорт в страны СНГ – со $113 млн до $119 млн.

Прекращение денежных переводов может обойтись дороже. По подсчетам Федеральной миграционной службы РФ, в 2005 г. они составили $1,24 млрд. Глава Грузинского центрального банка Роман Гоцеридзе оценивает объем переводов в $300 млн и считает, что Россия не сможет перекрыть поступления по техническим причинам. Впрочем, если допустить, что официальные переводы будут остановлены, потери составят четверть от суммы переводов по неофициальным оценкам и 5% ВВП Грузии.

Влиять можно и с помощью российского экспорта в Грузию, который в отличие от импорта растет – по данным Федеральной таможенной службы, за семь месяцев 2006 г. он увеличился на 87,8% и составил $298 млн (в 2005 г., по данным Росстата, объем экспорта в Грузию составил $353 млн). Но в случае с Грузией экспортный инструментарий России не богат. Основные статьи экспорта – нефть, газ и электроэнергия, но из-за единых сетей энергетическая блокада ударит по главному союзнику России на Кавказе – Армении. Можно попробовать поднять цены на газ для Грузии. По данным “Газэкспорта”, в 2005 г. Грузия импортировала лишь 0,83 млрд куб. м газа, примерно столько же она импортирует из Азербайджана. Чтобы достичь схожего с винным эффекта за счет газа, цену на него придется поднять более чем вдвое с сегодняшних $110 за 1000 куб. м до $255: такое повышение отнимет у Грузии еще $120 млн, или 2% ВВП.

Применение Россией всех перечисленных экономических санкций вкупе позволит отнять у Грузии максимум 10% ВВП. Для Грузии это будет достаточно серьезный удар – до начала экономических санкций со стороны России рост ВВП в 2006 г. ожидался как раз на уровне 10%. Но осмысленность применения перечисленных мер вызывает сомнения. Полностью и надолго перекрыть поток переводов в Грузию едва ли удастся, соответствующие же действия российских властей приведут лишь к удорожанию процесса. Повышение цен на газ приведет к очередным обвинениям со стороны международного сообщества в использовании трубы в политических целях. Очевидный же эффект от любых экономических санкций один – ненависть к России появится уже не столько у руководителей Грузии, сколько у простых грузин.