От редакции: Выслать насмерть

Борьба с нелегальной миграцией становится для России жизненно или, наоборот, смертельно важной проблемой. Вчера в столичном аэропорту “Домодедово” от приступа астмы скончался 58-летний Тенгиз Тогонидзе, ожидавший депортации за нарушение правил въезда в нашу страну. Он стал первой жертвой противостояния Москвы и Тбилиси. Российские правоохранительные органы утверждают, что массовые высылки касаются только нарушителей закона. И их действия популярны. По данным “Левада-центра”, 12% опрошенных полностью и 40% в “разумных пределах” поддерживают лозунг “Россия для русских”. Мартовское исследование ВЦИОМ показало, что 38% жителей России готовы поддержать борьбу с нелегальной миграцией, 31% поддерживают борьбу с этническими преступными группировками и лишь 5% приветствуют упрощение процедуры трудоустройства иностранцев. Однако ничего не слышно о массовой отправке на родину нелегалов азербайджанцев, молдаван, узбеков или китайцев.

Российское государство проводит депортации по этническому признаку: это наш вклад в копилку мирового опыта решения проблемы нелегалов. В других странах это пока делается иначе. В Испании, где 52% населения считают нелегальную миграцию одной из главных проблем страны, в феврале 2005 г. была объявлена амнистия нелегалов. Для получения вида на жительство мигранту было достаточно принести действующий трудовой контракт и справку из полиции о том, что он не совершал противоправных действий. Легализовано было около 700 000 человек. После этого нелегалов стали задерживать и депортировать. Однако испанские власти не выделяли среди нелегалов марокканцев, румын или, скажем, эквадорцев. Эти меры, по данным института OPINA, поддержали 53,2% испанцев, против выступили 36%, остальные не определились с ответом. Франция в начале 2006 г. ужесточила правила миграционного контроля. Министр внутренних дел Николя Саркози, опять-таки после амнистии, обещал ежегодно высылать по 40 000 нелегалов. Однако их депортируют из Франции, как и из Испании, вне зависимости от национальности. Наконец, в феврале 2006 г. амнистию нелегалов, коснувшуюся почти 750 000 человек, провела Аргентина. И здесь легализацию прошли уроженцы как Латинской Америки, так и азиатских стран. Заметим, что грузинское государство пока ничего не предпринимает в отношении 150 000 русских, живущих ныне в Грузии.

Численность мигрантов, работающих в России, составляет, по разным оценкам, от 5 млн до 6,5 млн человек – это от 7% до 10% трудовых ресурсов нашей страны. Отток части гастарбайтеров, работающих, как правило, в непрестижных сферах деятельности, негативно скажется на экономическом росте. Кроме того, избирательная высылка мигрантов, в отличие от борьбы с нелегальной миграцией, не встречает поддержки большинства населения. Недавнее исследование компании “Башкирова и партнеры” показало, что лишь 13% считают, что отношение к гастарбайтерам и их высылка должны зависеть от политики властей страны их происхождения. Наконец, непонятно, как совместить депортации с заявлениями президента и чиновников о превращении России в страну, привлекательную для трудовых мигрантов.