От редакции: Суверенное решение

Недавнее освобождение из Ивановского следственного изолятора 12 узбеков, о чем “Ведомостям” сообщила председатель комитета “Гражданское содействие” Светлана Ганнушкина, – хорошая новость для тех иностранцев, которые в будущем будут искать политического убежища в России. Еще недавно казалось, что задержанные будут переданы режиму Каримова.

Ивановская милиция задержала 14 этнических узбеков (один из них – гражданин России, еще один – Киргизии) 18 июня 2005 г. Все они были заключены под стражу, а российские милиционеры угрожали выдачей даже российскому гражданину Хатаму Хаджиматову. Несмотря на обращения уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, Генпрокуратура в июле 2006 г. разрешила экстрадировать 13 человек, а затем правомерность выдачи была подтверждена судом. Подтверждена, несмотря на то что Россия подписала Европейскую конвенцию о выдаче преступников и конвенцию ООН о предупреждении пыток, а эти документы запрещают экстрадицию в страны, где применяются пытки и не отменена смертная казнь. Чиновники областного управления Федеральной миграционной службы отказывались рассматривать прошения задержанных о предоставлении временного убежища, а местные суды – жалобы на незаконное содержание под стражей.

Но все изменилось, как только граждане Узбекистана обратились к верховному комиссару ООН по правам беженцев, а в декабре 2006 г. – в Европейский суд по правам человека, принявший их жалобы к срочному рассмотрению. Вскоре ивановский райсуд обязал региональное управление ФМС рассмотреть по существу прошения задержанных о временном убежище. Наконец 2 марта суд постановил освободить задержанных. Их выпустили из СИЗО только 5 марта, причем “освобожденных” у дверей изолятора ждали автобусы с ОМОНом и сотрудниками ФМС. Дело могло закончиться административным выдворением в Узбекистан. Однако после консультаций Владимира Лукина с ФМС и Генпрокуратурой граждане Узбекистана все-таки получили временную регистрацию. Теперь на очереди – получение временного убежища.

Эти решения – важный признак того, что Россия может постоять за свой подлинный, а не декоративный суверенитет. Признак подлинной суверенности – следование букве и духу международных конвенций, запрещающих выдачу иностранцев властям государств, применяющих пытки и смертную казнь. Даже если о выдаче просит близкий союзник.