От редакции: Ордена и деньги

Вчера были объявлены имена новых лауреатов Госпремии России, которая в последние годы стала более весомой и значимой. Но само ее существование заставляет задуматься о том, как государство может поощрять деятелей культуры, искусства и ученых за выдающиеся творческие достижения.

В современных демократических странах государственное признание заслуг творца отделено от соблазна “прикормить” его. Французский президент может наградить знаменитого писателя или режиссера орденом Почетного легиона (среди его кавалеров актеры Жан Рено и Клинт Иствуд, российские музыканты Мстислав Ростропович и Валерий Гергиев), английская королева – титулом сэра, японский император – званием “Живое сокровище нации”. Важнейшие зарубежные премии в области искусств, изящной словесности и науки, имеющие серьезный денежный эквивалент, – Нобелевская, Пулитцеровская и Букеровская – являются частными или формируются за счет сборов благотворителей.

В советской России премия государства выполняла иную роль. Как и в классических монархиях, внимание власти к литератору или художнику было важнее общественного и профессионального признания. Оно было не только символом заслуг служителя муз, но и знаком благоволения первого лица. Не случайно первыми лауреатами учрежденной в 1939 г. Сталинской премии стали Алексей Толстой, Михаил Шолохов и искусствовед и живописец Игорь Грабарь. В 1956 г. премию переименовали в Ленинскую. Самой примечательной Ленинской премией была литературная, присужденная генсеку ЦК КПСС Леониду Брежневу в 1979 г. за “Малую землю”. В 1967 г. была учреждена еще и Государственная премия СССР. Их обладатели (от 15 до 30 в год) получали не только лауреатские значки, но и возможность приобрести недостижимые для рядовых граждан блага – автомашины, просторные квартиры и дачи.

В 1990-х гг. Госпремия России была дополнением к орденам и званиям, позволявшим деятелям науки и культуры выживать в неблагоприятных для науки и искусства рыночных условиях, – ее получали до 100 человек в год, каждый из индивидуальных и коллективных лауреатов по 300 000 руб.

Летом 2004 г. Владимир Путин коренным образом реорганизовал систему вручения Госпремий в области науки, литературы и искусства, чтобы повысить их престиж. Права выдвигать соискателей лишились творческие и научные сообщества. Теперь это могут делать только действительные академики РАН, лауреаты Госпремий, народные и заслуженные артисты России и СССР. Число лауреатов Госпремии сократилось до шести, а в 2005 г. с учреждением премии “За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности” увеличилось до семи. Теперь премия хоть и недотягивает до Нобелевской, но все же выросла до 5 млн руб. (около $193 000). Более строгой и формальной стала и церемония вручения Госпремии.

Но при этом все острее становится впечатление, что власть выделяет деятелей науки и культуры и награждает их деньгами налогоплательщиков по советским канонам. Государству следует подумать над тем, чтобы награжденные орденами и почетными званиями получали денежное вознаграждение от благотворительных фондов.