От редакции: Иск к истории

Члены польского Союза репрессированных, который насчитывает около 60 000 человек в 50 городах страны и больше известен под названием Zwi?zek Sybirak?w (Союз сибиряков) подали в Страсбургский суд иск о возмещении им Россией морального вреда. По мнению членов союза, Москва должна компенсировать сталинские депортации в отдаленные районы севера России, незаконное лишение свободы в 1940–1941 гг. и в послевоенный период. Тогда, по разным оценкам, пострадали от 510 000 до 540 000 польских граждан. Перспективы этого дела не ясны – истцы пока не обращались в российские суды с просьбой признать их жертвами политических репрессий и не получили отказов.

Вопрос крайне сложный, ведь если удовлетворить один иск, касающийся исторических претензий, то неизбежны новые – например, жалобы украинцев, белорусов и литовцев на притеснения в довоенной Польше. Поэтому Европейский суд по правам человека крайне осторожен при разрешении подобных исков. В частности, в 2005 г. он отклонил требования около 100 немцев, выселенных с территории Чехии и Польши в конце 1940-х гг., о возвращении незаконно изъятой собственности – земли, домов, ресторанов и мастерских.

Тем не менее иск членов Союза сибиряков поднимает важную проблему: должны ли современные государства компенсировать вред, нанесенный прежними режимами? И здесь нет однозначного ответа. Германия создала фонд “Память, ответственность, будущее” и признала, что право на компенсацию за пребывание в концлагерях, гетто и за принудительные работы имеют 1,5 млн граждан разных стран. Фонд выплатил им за пять лет около 8 млрд марок. США выплатили $1,2 млрд 50 000 японцев, интернированных в годы Второй мировой. Есть и противоположные примеры: Чехия и Польша отказались платить компенсации судетским и силезским немцам, мотивируя свое решение их негативной ролью в развязывании гитлеровской агрессии и участием в мероприятиях оккупационных властей. Но как быть с жертвами Катыни и послевоенных репрессий? Они и их родственники имеют полное право на компенсацию вреда.

Российские суды признали законным отказ Главной военной прокуратуры признать жертв Катыни репрессированными по формальному признаку. По мнению прокуратуры, с такой просьбой должны обращаться родственники погибших и репрессированных, а не общественная организация (в прокуратуру обращалось общество “Мемориал”). Отношение нынешнего российского государства к своему прошлому недавно ярко выразил Владимир Путин: “Не надо воспитывать комплекс вины”. В России репрессированные и их потомки получили компенсации материального ущерба, нанесенного конфискацией собственности и имущества (насколько полно – другой вопрос). Однако моральной ответственности государство не признает. Мосгордума и парламент Чечни весной этого года разработали законопроекты, которые предусматривают выплаты репрессированным за моральный вред (их размер должно определить правительство) и повышение компенсаций за материальный ущерб, но они зависли в Госдуме.