От редакции: Стратег и прораб

Одна из проблем, с которой постоянно будут сталкиваться два российских лидера, – сосуществование в информационном пространстве. Пусть лидеры действуют в полном согласии друг с другом, но кто-то все-таки должен произносить важные слова первым. Первым предпочитает быть Путин. Знаковым в этом смысле стал перенос послания президента Федеральному собранию на осень.

Премьер-министр, конечно, должен был изложить свою экономическую программу в Думе, но она стала не разъяснением стратегического выступления нового президента, а именно самим стратегическим выступлением. Речь Медведева сразу после этого должна была бы стать таким разъяснением или рисовала бы свою, особую стратегию. И то и другое плохо. Конечно, немного странно, что послание президента состоится в конце года. Но тут есть и выигрышный момент. К осени уже пройдут первые 100 дней президентства, и выступление даст шанс подчеркнуть его первые результаты – конечно, если результаты будут. Речь Путина в Думе, таким образом, выполнила символическую функцию: продемонстрировала, что Путин хотел бы оставаться стратегом, а не исполнителем, «архитектором», а не «прорабом».

Содержание речи позволяет сравнить ее с посланием Госсовету или с последним посланием Федеральному собранию – за вычетом общественно-политической части и подведения итогов. Тезисы о снижении налогов и административного контроля бизнеса, неэффективности государственного управления, необходимости инновационного развития и инвестиций в человеческий капитал, демографической политике, поддержке пенсионеров и армии, а также обещания обогнать кого-нибудь по размеру ВВП – все это в разной форме уже звучало в президентских выступлениях Владимира Путина. Можно сказать, что сейчас он несколько конкретизировал задачи.

Правда, в конкретике заложена и главная опасность для Путина. Премьер в России традиционно несет большую ответственность. Если раньше президент Путин мог обрушиваться с критикой на правительство за невыполнение тех или иных обещаний, то теперь он в этом будет сильно ограничен. Конечно, как политический премьер он будет в определенной степени дистанцироваться от технической работы (в пользу этого говорит и ожидаемое увеличение числа вице-премьеров, и сброс технических полномочий на уровень министерств). Но пространства для ухода от ответственности у премьера все равно меньше, чем у президента.

«Президентский» рейтинг Путина поможет нивелировать критику в первое время, но затем эффективность работы правительства будет играть все большую роль. Исторически эффективность правительства в исполнении поручений не очень велика. Показательна история с НДС. В феврале Путин прямо заявил, что ставка НДС будет снижена и унифицирована. Однако в дальнейшем оказалось, что в правительстве нет единой точки зрения на проблему, и после жаркой дискуссии был (пока?) сохранен статус-кво. Сейчас Путин говорил об НДС уже в более размытых выражениях («определиться в отношении стратегии и тактики <...> снижения налогового бремени»). Зато он пообещал снижение налоговой нагрузки на нефтяников (см. статью на стр. Б1). Крайне интересно, как будет реализовываться эта инициатива.

Впрочем, по сложившейся практике за неисполнение поручений никого не наказывают, а оценка выполнения предыдущих планов редко проводится. Что бы ни сказал Путин, это будет громко поддержано политической элитой. Поэтому премьер продолжит выступать с речами (а если перестать – забудут), стараясь говорить больше о стратегических целях.

В то же время тематически речи Путина и Медведева будут четко разделены. Президенту достанется внешняя политика и защита суверенитета, а также любимое им право и нацпроекты.

Есть, впрочем, опасность, что из-за удвоения количества стратегических выступлений они потеряют в весе и перестанут восприниматься должным образом.