От редакции: Город-государство

Москва может стать городом с крупнейшим бюджетом в мире. Столичные чиновники, похоже, намерены как можно скорее выполнить данное в сентябре 2007 г. Юрием Лужковым обещание догнать Нью-Йорк по доходам бюджета. Обгоним уже скоро: доходы Нью-Йорка – $60 млрд. Москва, судя по одобренному вчера проекту трехлетнего бюджета, в будущем году соберет почти столько же – 1,37 трлн руб. (примерно $57 млрд). Это удобная планка, ведь соревнуемся мы с Нью-Йорком не по размеру экономики, не по уровню развития инфраструктуры, не по площади дорог и парковок относительно площади города.

Вступать в конкуренцию по этим показателям, видимо, уже признано бессмысленным. Достаточно напомнить, что за постсоветские годы дорог в Москве стало больше на 15%, а индивидуальный автопарк вырос в 12 раз до 3,5 млн машин. Нью-Йорк, по данным Ассоциации крупнейших городов мира, по валовому региональному продукту ($1,13 трлн в 2005 г.) занимал 2-е место в мире, Париж ($460 млрд) – 5-е, Москва ($181 млрд) – 25-е.

Тем не менее сравнивать бюджеты двух мегаполисов интересно. Налог на имущество, по данным Института экономики города, составляет почти 30% доходов Нью-Йорка, подоходный налог дает 18%; 12% Нью-Йорк получает в виде налогов от малого бизнеса, столько же дает налог с прибыли крупных компаний, базирующихся в Нью-Йорке. Доля неналоговых поступлений – платы за муниципальные услуги, поступлений от аренды и реализации городского имущества, наконец, субвенций штата и федерального правительства – оценивается в 12%. Небольшие размеры помощи центра (1,5–2% бюджета) едва ли не единственный показатель, сближающий бюджеты двух мегаполисов. В Москве в 2007 г. налог с прибыли организаций, в основном крупнейших отечественных сырьевых и финансовых компаний, составил 45% доходов бюджета, в 2011 г. его доля по плану должна вырасти до 50%. Налог на доходы физических лиц в 2007 г. дал еще 36% доходов городской казны, к 2011 г. его доля по плану увеличится до 38,5%. Налог на имущество в 2007 г. обеспечил около 6,4% доходов, от малого бизнеса – всего 1,4%. К 2011 г. их доля по планам столичных финансистов составит 3,4% и 1,2% соответственно. Итак, город и дальше планирует жить за счет своей «столичности» – доходов от крупных компаний и обеспеченных граждан.

Доля доходов от аренды при этом снизится с 4,3% в бюджете 2007 г. до 2,5% в 2011 г. Складывается впечатление, что земля и все нежилые площади в Москве приватизированы, а ставки налогов крайне низки. К примеру, Парижу поступления от земельного налога обеспечивают четверть бюджета.

Французская столица, как и Москва, является не только муниципалитетом, но и регионом. Но офисы многих крупных компаний расположены вне его границ, и корпорации платят налоги в бюджеты парижских пригородов и департамента Иль-де-Франс. Доходы парижского бюджета в 2008 г. должны по плану достигнуть 5,9 млрд евро (около $9,4 млрд); 26,5% бюджета французской столицы составляет земельный налог, 11,3% – налог на имущество. Еще 7% поступлений – это плата за патенты на право частной практики для адвокатов, врачей, специалистов других свободных профессий и патенты за право ведения малого бизнеса. Совокупная доля налогов в казне Парижа не превышает 60%. Зато сравнительно велика доля доходов от аренды муниципального имущества и платных услуг (по 8%), государственные дотации в проекте бюджета Парижа превышают 20%. По бюджетной обеспеченности на душу населения (число парижан сейчас составляет 2,2 млн человек) Нью-Йорк, Париж и Москва сопоставимы.

При этом Нью-Йорк и Париж гораздо удобнее Москвы с точки зрения проживания и ведения бизнеса. В 2007 г. Москва заняла 171-е место из 215 в рэнкинге Mercer Consulting по приемлемости для проживания. Наконец, Москва существенно отстает от Парижа и Нью-Йорка по ВРП на душу населения. Пока резкое увеличение доходов Москвы не ведет ни к пропорциональному росту подушевых доходов, ни к качественным изменениям в столичной экономике.