Политэкономия: Вызов поколения Икс

Барак Обама – ровесник писателя Дугласа Коупленда, автора культового романа «Поколение Икс». Оба родились в 1961 г. Оба относятся к тому самому Generation X, пришедшему на смену беби-бумерам. (Хотя более поздние социологические классификации, почему-то не учитывающие книгу Коупленда, отсчитывают поколение Икс от 1965 г., что нелогично не только с литературной точки зрения, но и с экономической, политической, культурологической – у Коупленда ясно сказано: «В конце 70-х, когда мне было пятнадцать».)

В 1961-м же родился принципиально новый тип лидерства – 33-м президентом США стал Джон Кеннеди, объявивший программу «Новых рубежей». Ее содержание никто не помнит, зато в истории осталось ощущение обновления и прорыва. Символической фигурой беби-бумеров был, несомненно, Билл Клинтон. А к 2008-му коуплендовское поколение Икс выдвинуло своего лидера – Обаму. И снова, как и в год его рождения, мир не оставляет (пока) ощущение прорыва. Содержание прорыва до конца не ясно, но позитивный «осадок» есть.

Обама адекватен постиндустриальному миру, а вот современные правительства, включая российское, оказались не готовы к приходу президента нового типа. У нас в ходу по-прежнему либо юмористическое, либо снисходительное, либо гневное отношение к Америке: глобализация по-американски провалилась, рыночные ценности поставлены под вопрос, Дядюшка Сэм облажался в разных точках земного шара, американофобия достигла небывалых масштабов, на сцену выходят страны БРИК, которые вот-вот сбросят США с пьедестала. И тут чернокожий Иксер представляет в Чикаго свою команду и говорит: «Американские ценности являются величайшим экспортом Америки для всего мира, и, для того чтобы добиться успеха, мы должны осуществлять новую стратегию, которая искусно использует, балансирует и интегрирует все элементы американской мощи – наши вооруженные силы и дипломатию, нашу разведку и правоохранительные структуры, нашу экономику и силу нашего морального примера». Нельзя недооценивать психологическое состояние нации – в воодушевлении черпаются силы для перемен. Что-то будет меняться в экономическом, политическом, геополитическом смысле, и снисходительно похлопывать по плечу нового, 44-го, президента США не получится. Как когда-то это не получилось с Кеннеди – пришлось пройти через Берлинский и Карибский кризисы.

Интересно и важно вот еще что: в США поколение иксеров – это генерация, склонная к изменениям и ориентированная на них; у нас это поколение стабильности, причем той ее версии, которую справедливо трактуют как новый застой, имитирующий архетипы брежневской эпохи. Эре инноваций не соответствуют социальные установки и масштаб политической воли. Точнее, безволия, консервирующего политику короткой эпохи тучных лет, которая заканчивается, если уже не закончилась. В такой парадигме мы обречены на следование хрущевской модели, придуманной как раз к программе партии 1961 г.: «Догнать и перегнать Америку».