От редакции: Что немцу здорово

Силами Сбербанка Россия решила помочь концерну Opel. Сбербанк приобретет 35% акций немецкой компании, а действующая в альянсе с российским банком канадская Magna получит 20%. Opel, немецкое подразделение американской компании General Motors, начавшей вчера процедуру банкротства, находится в тяжелом состоянии. Убыток компании до налогов и процентных выплат превысит в 2009 г. $3 млрд.

Сделке, в которой с российской стороны в качестве «индустриального партнера» выступает еще ГАЗ, нелегко найти коммерческое объяснение. Сбербанку придется вкладывать значительные деньги в поддержание операционной деятельности убыточной компании, управлением которой займется Magna. Каким образом сделка может повлиять на реструктуризацию российской автомобильной отрасли (на это надеется предправления банка Герман Греф)? Чем ГАЗ, сам находящийся в кризисе, может индустриально помочь Opel?

В сущности, это масштабный проект по спасению немецкого автопрома. В Opel сейчас работают около 55 000 человек, и, согласно условиям сделки, на немецких заводах компании сокращения будут минимальны. На данный момент Сбербанк вкладывается в производство автомобилей, в отношении которых в России действует заградительная импортная пошлина. Конечно, вполне вероятно, что в ближайшее время будет заключено дополнительное соглашение о промышленной сборке. Представители ГАЗа уже говорят, что готовы собирать Opel на ныне простаивающей линии по сборке Volga Siber. Тогда нижегородский Opel можно будет официально признать российским автомобилем.

Однако это в любом случае дело будущего. Правительство Германии, выбирая покупателя на Opel, решало прежде всего задачу сохранения внутри страны крупного налогоплательщика и рабочих мест – это условие сделки придется выполнять. Реальность запуска производства на ГАЗе зависит также от того, когда российская экономика начнет выходить из кризиса и что будет с самим ГАЗом и вообще бизнесом Олега Дерипаски.

Представители Magna говорят о планах завоевания 20%-ной доли российского рынка. Сейчас у Opel около 3%. Для такого рывка машины придется сильно удешевлять, увеличивая уровень локализации производства, на что уйдет как минимум 4–5 лет. Наш автомобильный рынок в тяжелом положении – в апреле 2009 г. было продано на 53% меньше машин, чем в апреле 2008 г.

Аналитики говорят, что, если и когда начнется рост экономики, россияне снова бросятся покупать автомобили и будут делать это гораздо быстрее европейцев, поскольку база все еще низкая.

Похоже, что Сбербанк, Magna, а также канцлер Германии Ангела Меркель, накануне сделки переговорившая по телефону с Владимиром Путиным, уверены в том, что бизнес Олега Дерипаски кризис переживет. И, вероятно, тогда пакет Opel на каких-то пока неведомых условиях перейдет от Сбербанка ГАЗу. Фактором неопределенности остается дата выхода экономики из кризиса, а также существующие и гораздо более продвинутые сборочные проекты других иностранных производителей (в том числе той же GM, у которой останется 35% Opel).

В целом бизнес-будущее проекта выглядит очень неопределенно. В настоящем остаются исключительно политические факторы. Во-первых, гордость за Россию – наши бизнесмены и политики давно жалуются, что на Западе невозможно ничего купить. А тут мы покупаем долю в легендарной компании. Во-вторых, большая российско-германская дружба. Бывший канцлер, а ныне глава наблюдательного совета Nord Stream Герхард Шредер поспособствовал сделке. Особые отношения между Россией и Германией раньше проявлялись как раз в энергетической сфере. Это выгодно России, встречающейся с серьезным противодействием со стороны ЕС.

В таких двусторонних отношениях возможны всяческие размены. Сегодня мы поможем немецким рабочим, завтра Германия поможет российским энергетикам.