От редакции: Русский рестлинг

Прошедшая после знаменитого пикалевского блицкрига Владимира Путина неделя показала, что рабочих, желающих повидать премьера, в стране много. Также наметились способы, которыми власти будут пытаться решать проблемы моногородов, не запуская премьера в непрерывную командировку. Это придание дополнительных полномочий губернаторам и информационная политика.

Вчера губернатор Приморья Сергей Дарькин подписал соглашение с представителями собственника компании «Русский вольфрам» (долг перед работниками – 6,3 млн руб., жители поселка Светлогорье писали Путину и угрожали выйти на трассу), предусматривающее переход основных фондов в аренду на пять лет к тому, на кого укажет администрация края. Это будет госпредприятие. Чуть ранее коммерческий банк Приморья под гарантию губернатора выделил кредит на полное погашение задолженности по зарплате работникам «Русского вольфрама». Вряд ли госпредприятие сможет наладить эффективную работу, но очевидно, что мы видим модельный опыт решения проблемы губернатором. Раньше главы регионов боялись проявить инициативу, опасаясь, в частности, влиятельных московских собственников. А теперь губернатор Ярославской области Сергей Вахруков хвастает, что звонил Олегу Дерипаске и напомнил, что у того в собственности Гаврилов-Ямский льнокомбинат, проблемы которого неплохо бы решить. Федерализм развивается на глазах.

Угроза президента Медведева, пообещавшего увольнять губернаторов, тоже аргумент. Но увольнение губернаторов – вопрос трудоемкий, поскольку власть испытывает серьезный дефицит кадров (о чем также неоднократно говорил Медведев). С другой стороны, у губернаторов объективно и административный, и финансовый ресурс меньше, чем у премьера. Не во всех случаях они смогут исправить ситуацию, тем более исправить ее системно и надолго. Чтобы их действия были хоть насколько-то эффективны, Путину нужно регулярно повторять «лечение» в том или ином регионе.

Публичная экзекуция олигарха (при том что схема решения проблемы выгодна олигарху) имеет большой пиаровский эффект. Собственно, тот факт, что пикалевская история до визита Путина получила широкое освещение в СМИ, был использован (организован?) государственными пропагандистами в полной мере. Логическим продолжением такой кампании были бы гастроли Путина по стране с наименее любимыми народом олигархами и чиновниками. Олега Дерипаски на всех не хватит – придется привлекать Анатолия Чубайса, Романа Абрамовича, Михаила Зурабова и других. Можно привлекать и местных действующих лиц. Не исключено, правда, что словесные выговоры перед камерой перестанут быть интересными зрителю и в спектакль придется включать сцены насилия (вместо крови – томатный сок). Такой политический рестлинг имел бы успех, но и он надоест. Что делать потом? Устраивать публичные казни?

Если серьезно, контроль над информацией играет важнейшую роль в тактике властей по купированию протестной активности. Если губернатор не сможет решить проблему, а собственник не убоится звонков из Москвы, мы вряд ли увидим широкое обсуждение случая в центральных СМИ. Ведь и сейчас наряду с Пикалево, Светлогорьем, Байкальском и Рубцовском (наиболее обсуждаемые пункты протеста рабочих) есть места, о которых почти не пишут, но в которых ситуация аналогичная. Гаврилов-Ямскому комбинату, о котором не помнит Дерипаска, угрожает закрытие. В Воронежской области рабочие Семилукского огнеупорного завода (долг по зарплате – около 30 млн руб.) обещают заварить ворота предприятия.

А есть еще и госпредприятия, у которых те же проблемы, что у частных. Уже были акции протеста рабочих военных заводов Северного флота, на других госпредприятиях оборонки долги по зарплате также частое явление. Кому грозить и кого казнить в этих случаях – не ясно.