Александр Лукашенко

«Раз едет – значит, должен подписать», – твердо сказал об Александре Лукашенко помощник президента России по внешнеполитическим вопросам Сергей Приходько перед неформальным саммитом стран – участниц Организации договора о коллективной безопасности. Саммит был приурочен к юбилею новопереизбранного президента Киргизии Курманбека Бакиева и проходил на киргизской территории, на озере Иссык-Куль, а подписать Лукашенко должен был документ о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, а также взять на себя наконец председательство в самой организации.

Лукашенко на Иссык-Куль приехал, но ничего не подписал и не возглавил. Больше того, как выяснилось на саммите, белорусская сторона даже не запрашивала российскую сторону о личной встрече Лукашенко с президентом России Дмитрием Медведевым.

Можно, наверное, политкорректно предположить, что на саммит белорусский президент явился из уважения к юбиляру Бакиеву, а вовсе не из стремления исполнить союзнический долг перед Россией. Но даже если так – все равно Лукашенко мастерски нагнетает напряжение в отношениях с Москвой. Год он продержал подвешенным вопрос о признании Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии, теперь, когда, кажется, в Москве перестали на него в этом смысле рассчитывать, нашел новое средство раздражать соседа – в виде

ОДКБ и КСОР. А вопросы это все геостратегические, за решениями Лукашенко внимательно следят и в Европе, и в США – и его неуступчивость или, точнее говоря, лавирование стали приносить ему политические дивиденды: Евросоюз готов включать его в «Восточное партнерство», американцы прислали в Минск представительную делегацию конгрессменов... На установочной встрече с белорусскими загранучреждениями Лукашенко констатирует: «Качество белорусской внешней политики за последние годы подлинно изменилось. Она перестала быть одномерной, стала по-настоящему многовекторной и динамичной. И это не поворот на запад, юг или восток. Это – движение вперед».

Молочная война показала, что России пока нечего противопоставить этой новой белорусской политике. И Лукашенко это отлично понимает.