Чем Европа подкупила Ирландию

Две трети ирландцев на референдуме проголосовали за присоединение к Лиссабонскому договору, который определяет новую структуру органов власти Евросоюза. Согласно ему малые страны ЕС потеряют с 2014 г. часть политического влияния. Решения будут приниматься не общим консенсусом, а большинством. Чтобы заблокировать голосование, недовольной стране придется найти трех союзников.

Внушительная победа сторонников европейской интеграции после прошлогоднего афронта, когда против интеграции высказались 53% жителей Ирландии, не первый случай, когда ирландцы быстро изменили свою точку зрения на европейские проблемы. В 2001 г. они проголосовали против Ниццкого договора о расширении ЕС, а уже в 2002-м – за. Можно, конечно, задуматься о загадочной ирландской душе, но главными причинами согласия ирландцев стали политические и экономические уступки, которые Брюссель смог предложить Дублину за ратификацию договора.

Европейские чиновники забронировали для Ирландии (и других малых стран) постоянный министерский портфель в Еврокомиссии, сохранили ее военный нейтралитет. Кроме того, они пощадили самолюбие ирландцев в важном для них вопросе запрета абортов.

Были и экономические стимулы. И дело не только в сохранении более низких налогов. После присоединения к ЕС в 1973 г. Ирландия, бывшая одной из беднейших стран Европы, получила значительную экономическую помощь. Европейские дотации Ирландии в 1973–1986 гг. составили 4% ВВП страны, в 1990–1995 гг. – 3%. С 1990 по 2000 г. они выросли в эквиваленте евро с 360 млн до 1,5 млрд и уже не снижались. Помощь ускорила развитие Ирландии, которая стала одной из богатейших стран континента, где ВВП на душу населения почти в 1,5 раза выше среднеевропейского. В благополучные годы Ирландия могла делать вид, что интеграция не важная составляющая ее успехов. Но теперь, когда падение ВВП страны, по прогнозам МВФ, составит 13,5%, островитяне, вероятно, осознали, что статус «вредного ребенка» может негативно сказаться на объемах европейской помощи.